Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №30 | Рубрика тема номера

11:25 | 4 марта 2012

Царапающий по стеклу

Теги: евгений гопко |

Евгений Гопко«Без любви нет творчества — я в этом убежден. Эмоции, рождаемые этим замечательным чувством — будь то радость или печаль — провоцируют меня на создание картин. И порою царапины на стекле отражают мои душевные раны». 

Евгений Гопко — усинский художник, создающий работы в технике граттажа. Диковинное французское словечко в буквальном переводе означает «царапать». Выцарапанные белые штрихи на темном фоне затонированного стекла создают изображения с особым эффектом: форма и игра теней здесь рождаются линиями разной толщины.

Граттаж чем-то напоминает технику создания офортных досок и линогравюр — те же разные по нажиму и толщине линии штриха, те же необходимые для создания работ кропотливость и аккуратность. Одно неверное движение, и загублено все полотно. Принципиальное отличие в том, что офорты и линогравюры «режутся» для создания оттисков на бумаге, нескольких идентичных картин. Работы граттажа единичны, они не для тиражирования. Каждая — уникальна в своём исполнении.

Евгений Гопко интересен не только тем, что работает в необычной технике. Не меньше привлекает сам путь художника, его судьба. Потомственный шахтер, который даже родился на одной из шахт Кемеровской области, Евгений должен был стать продолжателем семейной династии: также как его прадед, дед, отец и старший брат, должен был добывать уголь. Но отец однажды сказал: «Никогда не ходи в шахту». Родитель первым разглядел в художнике творческие задатки.

В поисках себя Евгений перепробовал разные профессии. Успел поработать сапожником, резчиком по камню, строителем… А 15 лет назад случай свел его с обработкой стекла.

— Дело было в Инте, — рассказывает Евгений, — один мой приятель, изобретатель и фантазер, попросил меня об услуге. Он решил создать необычную композицию: по замыслу художника, хрустальный бокал нужно было накрыть «шелковой» салфеткой из стекла. И я заинтересовался. Для начала выяснил по справочнику температуру плавления стекла, потом нашел «мастерскую». Особого труда это не составило — при каждой шахте была своя кузня с подходящими условиями. Сымитировать складки на разогретом стекле оказалось не так сложно. Куда труднее было сохранить эту хрупкую красоту — стекло не выносит резкого перепада температур, а потому остужать «салфетку» приходилось почти сутки. Но в итоге все получилось так, как задумывалось. Более того, с этого началось мое серьезное увлечение творчеством.

Продолжением творческого союза художника и мастера стала первая совместная экспозиция, успех которой вдохновил Евгения на создание новых работ.
В Инте мастер больше работал с формой — гнул стекло, делал из него розы, пауков, колючую проволоку. Переехав жить в Усинск, заинтересовался содержанием. Здесь он стал заниматься изображением, которое выцарапывал на стекле.

За одиннадцать лет — а именно столько Евгений Гопко увлекается граттажем — достиг достаточного уровня мастерства. Сегодня он — единственный художник Республики Коми, представляющий на суд публики свои творения в этой необычной технике.

— Первые свои гравировки я делал вручную, — продолжает рассказ художник, — и на одну работу уходило по полгода. Потом уже обзавелся алмазным бором, и дело «пошло» намного быстрее. Однако техническая сторона в творчестве не главная. Мой талант не в кропотливости и точности, хотя в граттаже без этих качеств никак, а в том, что я всегда вижу готовую работу. Изначально представляю, какими будут штрихи и какую игру светотеней они передадут.

Мастер не скрывает — к прекрасному полу у него самое трепетное отношение:
— Женщины — мой главный источник вдохновения. И изображать их всегда приятно. Среди всех моих работ, а их у меня около ста, лучшими являются те, что созданы под впечатлением от чувств, когда я был счастлив или, наоборот, когда земля уходила из-под ног от отчаяния. И не было бы моей последней выставки «Отражение сердца», наделавшей в Усинске столько шума, если бы ни размолвка с женой. Работа над экспозицией помогла мне тогда буквально собрать себя по кускам.

«Отражение сердца» стала третьей по счету персональной выставкой Евгения Гопко в Усинске. Эта экспозиция привлекла внимание многих горожан. Почетным гостем выставки стал Глава администрации Усинска Александр Тян.

Здесь было представлено тридцать девять работ, созданных мастером за последнее время. Помимо композиций с традиционной для Евгения «женской» тематикой, на выставке нашлось место и для серии картин, посвященных легендам и сказаниям Коми земли, пейзажам «Времена года» в японском стиле, портретам близких и друзей и даже изображениям состояний души.

Одной из самых впечатляющих композиций, собравшей возле себя больше всего зрителей, стал портрет умирающего Иисуса Христа. Не традиционное распятие, не выполненный по иконописным канонам сюжет, а портрет живого человека, страдающего и ищущего рядом с собой того, ради которого терпит муки — Бога. Готовность умереть за другого — отличительная особенность любви.

— Я не религиозен, точнее — не разделяю убеждений христианства. В этой работе мне была интересна человеческая сущность Спасителя, а не его божественная составляющая, — объясняет Евгений, — если говорить о вере, то мне гораздо больше импонирует культура Востока, в особенности — Китая. Созерцательное отношение к жизни как раз по мне. Кроме того — это и дань преклонения перед моей второй супругой Ольгой. Наполовину китаянка, она сильная женщина, и вместе с тем — очень ранимая. Восточная, одним словом. На нашей с ней свадьбе я был как раз в «китайском» образе. Никого не собирался удивить, просто хотел соответствовать любимой женщине.

Дети — самое неоспоримое доказательство искренности чувств. Их у талантливого художника Евгения Гопко пятеро. Старшему, Михаилу, уже исполнилось двадцать девять лет, а младшему, Роману, нет еще и двух. Сам отец, Евгений, часто вспоминает слова своего родителя:
— «Никогда не ходи в шахту»… Я рад, что после его своеобразного «благословения» стал тем, кем являюсь сейчас. Благодаря творчеству и любви, которая меня сопровождает на любых жизненных поворотах, у меня всегда есть силы для того, чтобы жить и продолжать творить. 
Ольга Андреева 

КомиНефтеСпецСтрой