Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №42 | Рубрика Истории
Статья представлена Северная Кадастровая Компания, ООО

10:57 | 24 апреля 2014

Ворота в город

Теги: сыктывкар | республика коми | вокзал |

vokzal1 (Custom)(1).jpg

Вокзал — не только точка начала или конца путешествия, но и сама история: города, людей, живших и живущих в нем, их судеб, их встреч и расставаний. 

«Взору приезжающих в Сыктывкар сразу предстает сверкающий огнями красавец-вокзал. Ярко светится на шпиле дворца красная звездочка. Гостеприимно распахнуты перед пассажирами широкие двери вокзала». Так восторженно описывала в феврале 1964 года новое здание сыктывкарского железнодорожного вокзала газета «Молодежь Севера». История его возведения, впрочем, была долгой и непростой. Сыктывкар одним из последних советских региональных центров обзавелся железнодорожным транспортом – станция была основана в связи со строительством железнодорожной линии Микунь-Сыктывкар, связывавшей столицу республики с маршрутом Москва-Воркута. Первый поезд в город прибыл только в 1961 году. Пассажирами его были рабочие — строители дороги и мостов через реки Вымь и Вычегда. Вокзал тогда располагался в небольшом одноэтажном деревянном здании, находившемся с правой стороны от нынешнего железнодорожного вокзала. 

В первой половине двадцатого века Сыктывкар был скромным республиканским центром. До строительства железной дороги численность населения в городе не превышала 43 тысяч человек, и цифра эта почти не увеличивалась. Небольшие предприятия можно было пересчитать по пальцам. Все проблемы упирались в отсутствие железной дороги. С начала 1950-х руководители Коми регулярно пытались поднять этот вопрос в Москве, но безрезультатно: строительство тормозило отсутствие финансирования. Ходил анекдот, что председатель Президиума Верховного Совета Коми АССР Зосима Панев после очередного неудачного разговора с министром путей сообщения Николаем Гундобиным в расстроенных чувствах так ударил по столу, что из стоявшей на нем чернильницы брызнули чернила, которые попали Гундобину в лицо и запачкали его костюм. Министр чуть не вызвал наряд милиции. Считается, что вопрос о железной дороге на Сыктывкар решился благодаря Лазарю Кагановичу. Он радушно встретил весной 1955 года представителей республики и подчеркнул, что строительство «железки» в столицу Коми — задача не столько экономическая, сколько политическая.
Дело сдвинулось с мертвой точки. Первоначально предусматривалось возвести вокзал, рассчитанный на сто пассажиров. Но инженеры Фрейдзон и Грабовский сделали все возможное, чтобы увеличить пропускную способность до пятисот человек. Соответственно, возросли по проекту и размеры здания. Для примера было решено использовать вокзал в Иркутске — с башней и шпилем. Строительство вели специалисты управления «Печорстрой». Симметричный фасад с восемью огромными вытянутыми окнами, пилястры, четырехскатная кровля, «крылья» которой плавно соединяются высокой узкой башней со шпилем, увенчанным звездой, — все это составные части стиля неоклассицизм, в котором был возведен вокзал.
Строительство без казусов не обошлось. Был момент, когда чиновники решили приблизить железнодорожный вокзал к центру города на целый километр и расположить его у старого корпуса пединститута. Так, по распоряжению одного из строптивых секретарей обкома партии, который не верил, что в верхней части города появятся новые микрорайоны, строительство вокзала было на некоторое время приостановлено. Ситуацию исправил вернувшийся из отпуска Зосима Панев.
2 февраля 1964 года красная лента у входа в новое здание вокзала была торжественно перерезана. Пройдемся по его залам вместе с корреспондентом газеты «Красное Знамя»: «Массивные дубовые двери гостеприимно открываются, и вы сразу попадаете в вестибюль, окрашенный в приятный бордовый цвет. Отсюда дверь ведет в огромный зал ожидания на 500 пассажиров. Четырехугольные колонны, стены нежного салатного цвета, дубовые витражи и двери делают его уютным и нарядным. На первом этаже расположился также кассовый зал и прекрасное помещение ресторана, медпункт и парикмахерская. На втором этаже имеются комната матери и ребенка, комнаты длительного отдыха пассажиров. Вокзал имеет много удобных служебных помещений, телефонную станцию на 100 абонентов».
В начале XX века вокзалы были не только местом отправления и прибытия поездов, они также играли роль культурных центров: здесь звучала живая музыка, играли небольшие оркестры. Не был исключением и железнодорожный вокзал Сыктывкара, где проходили скромные концертные выступления. Традиция эта была продолжена несколько лет назад, когда в зале ожидания появилось пианино, а Нина Федоровна Кильмухаметова — большая любительница музыки, около 20 лет проработавшая на главном вокзале республики простой уборщицей, начала здесь играть. Ухтинская поэтесса Галина Сологуб, случайно ставшая слушательницей необычного концерта, в ответ написала эти строки:

И зазвучало в зале фортепьяно...
С рук пианистки
шел незримый свет...
Сидевший рядом совершенно пьяный
Мужик сказал: «игры волшебней нет».
Притихли люди, позабыв тревоги,
Оставив все заботы позади,
Разлуки, ссоры, суету дороги,
Счета потерь, холодные дожди.
А пианистка знай себе играла,
Импровизировала вальсы
и фокстрот.
Никто не смел покинуть
в спешке зала,
Ей долго аплодировал народ...

vokzal2 (Custom).jpg

Редакция благодарит главного библиографа Люосеву Т.М. и зав. краеведческим сектором МБУК "ЦБС" Истомину А.Н. за помощь в подготовке материала.



Читайте также

Истории

Дом с привидениями

Дом с привидениями

Со старинным каменным домом по улице Советской, 25 связано немало загадочных историй. Людская молва гласит, что здесь иногда происходят события, объяснение которым трудно найти.

9 декабря 2014

я/город

Галина Кириллова/Сыктывкар

Галина Кириллова/Сыктывкар

Галина Кириллова о своем городе
8 августа 2014

Истории

Зырянский Париж 100 лет назад

Зырянский Париж 100 лет назад

Сыктывкарцы не раз предлагали властям установить в местечке Париж арт-объект, ассоциированный с Францией. Один из жителей улицы Восточная даже возвел на своем приусадебном участке макет Эйфелевой башни около метра высотой. 
23 июля 2014