Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №31 | Рубрика достоверные данные

11:43 | 6 мая 2012

«Транспорт — это не игрушки»

Теги: наталья логина |

Наталья ЛогинаКазалось бы, какой смысл расспрашивать о транспорте юриста, эксперта-советника по правовым вопросам государственного и муниципального управления. Но наша героиня — Наталья Логина — являясь экспертом в юридических вопросах, в теме транспорта разбирается не хуже. Потому что она — «в теме». А еще Логина — общественный деятель в самом буквальном смысле этого слова. Жить и работать для окружающих людей для нее норма, устоявшийся порядок. Она действительно любит свой родной город Сыктывкар и Республику Коми. Но любовь эта не беспамятная и ветреная, а очень верная. И чем-то похожа на материнскую: когда переживаешь за каждую ошибку и хочешь помочь найти решение для каждой проблемы.

— Наталья Григорьевна, почему, если говорить о проблемах Сыктывкара, транспортная — одна из самых болезненных? Или это не так?
— Если рассматривать социальную значимость, то вопросы, связанные с организацией работы транспорта в Республике Коми, безусловно являются одними из самых приоритетных и нуждаются в скорейшем разрешении. Городской транспорт столицы не исключение. Здесь надо понимать, что эта проблема — не только головная боль самих городских перевозчиков. Это, прежде всего — обустройство инфраструктуры: магистральные улицы, планы застроек, расположение соцобъектов, организация городского движения, остановочные и разворотные пункты. И только потом — претензии к перевозчикам. Насколько мне известно, их накопилось у сыктывкарцев немало. Но вот если решать эти вопросы лишь частично, по инициативе снизу, — ощутимого результата не будет.
Определенную и всегдашнюю напряженность вносит удаленность Эжвинского района столицы. Обидно видеть, как ошибки прошлого ничему не учат людей, ответственных за градостроительство сегодня. Строительство, которое сейчас разворачивается по Октябрьскому проспекту, без расширения проезжей части и устройства разграничительных барьеров не будет способствовать повышению безопасности. Хуже другое, — когда жизнь опять заставит расширять полотно дороги, — расширять его будет некуда. И запланированный двадцатиминутный поворот налево с магистральной трассы ярко подтвердит  статус провинциальной организации движения. 

— Кроме организации дорожного движения, какие есть еще проблемные точки?
— Финансы, точнее — их недостаточность.  Это основная проблема всех, кто осуществляет  движение городского транспорта. Новые  развязки, расширение улиц, перекрестки, остановки, светофоры, автобусы, — все это требует денег. Добавьте сюда ежегодный ремонт дорог, и перспектива  решения транспортных проблем станет очевидной. К сожалению, она выглядит очень-очень долгосрочной.

— То есть надежды на улучшение работы городского транспорта, как себе это представляют пассажиры, в обозримом будущем нет?
 — Вот вы задали вопрос, как видят ситуацию пассажиры. Многие мои знакомые высказывают претензии к работе городского транспорта. Я сторонница здравого смысла и не со всякой критикой согласна. Городской транспорт не может курсировать каждые три минуты с 6 утра до полуночи под заказ  от моего дома до моей работы, моего любимого магазина, моего театра, и т.д. Это уже функция такси. В Европе автобус надо подождать 10-15 минут и выложить от 1 до 3 евро за поездку. За эти деньги и автобус большой, и водитель в форме, и кондуктора нет. Кстати, литр дизтоплива там стоит примерно 1,5 евро.
Теперь давайте про наши надежды. Мы все сообща должны стремиться изменить ситуацию к лучшему. И здесь основной резерв — грамотное управление. По крупицам надо создавать предпосылки к оздоровлению городского транспорта. Если муниципалитет дает разрешение на строительство крупного торгового центра на противоположной к основной части города стороне  магистральной улицы, то транспортная развязка  должна быть реализована застройщиком. Если денежных средств на компенсацию всем  перевозчикам у муниципалитета не хватает, то имеющиеся средства надо использовать  на развитие городской транспортной инфраструктуры, а не покрывать эпизодически общие убытки отдельных перевозчиков. Экономика сама расставит приоритеты, и останутся лишь рентабельные перевозчики.
Здесь необходимо отметить роль экономики. Любой транспорт, как известно, необходимо заправлять топливом. Сегодня ситуация такова, что разрыв «стоимость топлива — стоимость проезда» стремительно растет. Если в ближайшее время не будет найден способ решения этой проблемы, то может повториться ситуация, когда на один автомобиль будет выдаваться ограниченное  количество топлива. О каком расписании тогда может идти речь?
Себестоимость проезда в городах многих субъектов РФ уже превысила 20 рублей. Сыктывкар не может стать исключением. Сколько мы платим? 15 рублей. Как известно, разницу должна покрыть городская казна. Тем более, что мы каждый день слышим о том, что пенсионерам нужно делать бесплатный проезд, а студентам — скидки. И вроде все хорошо, если бы при таком раскладе автопредприятия не несли убытки, едва сводя концы с концами! А ведь автоперевозчики должны еще и автопарк обновлять, и решать кадровые вопросы, обучать водителей, автомехаников. Конечно, оплату проезда можно снизить и до 10 рублей. Но вот готовы ли горожане к скопищу оранжевых маршруток?
Вопрос тарифов — требует очень серьезного подхода. Их популистское сдерживание может дорого стоить. Чем больше формируемый разрыв, тем дороже для бюджетов всех уровней будет процесс восстановления. Сегодня присутствует практика решения некоторых вопросов подходами двенадцатилетней давности. Только значение экономики сегодня другое.  И не все «народные пожелания» такими подходами могут быть решены. Власть должна определиться — за чей счет начать модернизацию. Очевидно одно — бесплатно уже никто ее делать не будет, как бы громко народ не просил. И если на одной чаше весов — билет за 20 рублей и хоть какая-то перспектива, а на другой — 15 и реальное закрытие автопредприятий, то я выберу меньшее из зол: пешком на работу не находишься, а на такси не наездишься.

— Сейчас все чаще ставится вопрос о пробках в Сыктывкаре…
— Раньше это было шуткой, а теперь печальная реальность. И, если не предпринимать никаких мер, будет еще хуже. Многие улицы мы не сможем расширить чисто физически. Вырубать деревья и убирать тротуары — тоже не выход. На заседаниях объединенной комиссии по безопасности движения, в которой состоят представители мэрии, ГИБДД, транспортников, постоянно говорят о необходимости пересмотреть схемы, сделать некоторые улицы с односторонним движением и т.д. и т.п. Вот почему только все это остается только на словах?! Непонятно. Не хватает, видимо, какой-то политической воли, или человека, который смог бы взять ответственность на себя и организовать, наконец, этот процесс.
А может мы застряли в циркулярах, паспортах, ГОСТ-ах и постановлениях?

— Почти два года назад в Сыктывкаре появился маршрут №55, разработанный для людей с ограниченными возможностями. Вы были одним из инициаторов его создания. Сейчас этот маршрут почти не востребован. Почему?
— Мы начали эту работу, когда  стали регулярно получать жалобы от инвалидов, что они практически не имеют возможности пользоваться общественным транспортом. Я обратилась с инициативой к трем фирмам-перевозчикам, и только одна из них меня поддержала. Вместе с Обществом инвалидов, молодежной организацией «Пульс» проделана огромная работа: сформирован маршрут, определены наиболее востребованные объекты перевозок. Я была  в радужных надеждах, но директор транспортного предприятия (он показался мне тогда пессимистом), сказал, что маршрут не будет востребован и, дай бог, если на нем будет ездить два человека. Так и вышло. Сейчас, спустя год этим автобусом пользуется 8 человек. Но автопредприятие по просьбе муниципалитета продолжает себе в убыток обслуживать маршрут. Предлагается заменить его на службу социального такси. Но здесь тоже много подводных камней. Нужны волонтеры, которые могли бы помогать людям с ограниченными возможностями, диспетчерская, финансовые ресурсы.

— У вас много контактов с администрацией Эжвинского района. Уже много лет ходит слух о том, что скоро между городом и Эжвой будет какое-то железнодорожное сообщение…
— Этой «инициативе»  уже около 20 лет. А может и больше. Если честно, я не представляю эту идею воплощенной в жизнь. Затевать проект из-за двух рейсов в день?! Но опосредованные положительные моменты все равно есть: в Эжве наконец-то взялись за благоустройство железнодорожной платформы. Но давайте представим: приходит поезд в Эжву. И что дальше? Куда людям деваться? Когда идут маршрутные автобусы, они проходят через весь микрорайон. Значит, если появится вагон, нужно будет продумывать схемы для транспорта, который будет развозить людей от этой остановки. Вариантом решения могут стать так называемые «маршрутки».
И с одной стороны, да — хорошо, мы создадим новые рабочие места. А с другой: кто их будет контролировать? Каждое решение, касающееся пассажирских перевозок, должно быть взвешено и продумано не одним человеком, а группой конкретных специалистов. Потому что в первую очередь мы должны думать о пассажирах, их удобстве, комфорте и, главное, безопасности. Большая сложность такого проекта, — для регулярного городского сообщения необходима двухпутная дорога. Либо специальная ветка, проходящая вблизи  Н.Чова, Доручастка, Орбиты. Но ведь это — фантастика…

— Не могу не задать вопрос о еще одном виде транспорта — воздушном. Насколько мне известно, с аэроперевозками у вас более чем хорошие отношения…
— В аэропорту я проработала 17 счастливых лет. Закончила сначала Ленинградское авиационно-техническое училище Гражданской Авиации, а затем и Ордена Ленина Академию того же профиля. Руководителем дипломного проекта у меня был сам командир Сыктывкарского объединенного авиаотряда Николай Банбан. Диплом был посвящен пристройке к аэропорту, которую мы хотели возвести на время строительства нового объекта в Соколовке, чтобы увеличить пропускную способность сыктывкарской воздушной гавани. И никто не думал тогда, что все затянется так надолго. Тем не менее, я надеюсь, что аэропорт в Соколовке все-таки будет достроен и введен в эксплуатацию. Это жизненно необходимо для нашей республики. Аэродром может полноценно работать как запасной для международных полетов с возможностью дозаправки рейсов,  выполняемых через воздушное пространство РК.
А также — как аэродром 100% готовности для приема самолетов в аварийных случаях и при отказе авиатехники в полете. Ижемское чудо может и не повториться. Ближайшие запасные аэропорты далеко: Пермь — 500 км,  Архангельск — 596 км, Екатеринбург — 676 км.
По международному расписанию через территорию Республики Коми выполняют полеты 35 зарубежных компаний, а это около 40.000 транзитных рейсов в год. Стремительно развивается туризм, и наш аэропорт будет куда как востребован.
Время идет, и стоимость проблем меняется. Если завтра будет принято решение о возрождении Соколовки, и мы построим аэропорт международного класса, то столкнемся с очень острой проблемой нехватки кадров. Авиаспециалистов  такого уровня за полгода не обучишь, а им еще и практику наработать будет необходимо.  Действующий состав кадров, имеющий достаточный опыт, к тому времени уже подойдет к возрастному пределу. А молодому поколению для приобретения навыков, не хватит тех трех с половиной рейсов в день, которые они обслуживают сейчас.
Новый аэропорт — это и совсем другие пропускные объемы. Об этом надо думать сегодня, так как завтра будет поздно. Но не хотелось бы заканчивать наш разговор на грустной ноте. Я не только оптимист, но и реалист. Мою точку зрения разделяют многие,  и это радует. В моем фотоальбоме есть снимок регистрации первого пассажира в аэропорту «Сыктывкар». Хочу быть первой  на регистрации в аэропорту «Соколовка»!


Читайте также

Среда обитания

Планетарный масштаб

Планетарный масштаб

Наталья Логина, депутат Совета МО ГО «Сыктывкар» о годе оркужающей среды в России.

21 мая 2013

юбилей!

К юбилею  Натальи  Логиной

К юбилею Натальи Логиной

Есть люди неравнодушные. Силы их не покидают — они готовы всем, всегда и везде помогать. Такой «атомной станцией» для близких стала Наталья Григорьевна Логина, которая 18 февраля отмечает юбилей. Слова поздравления — это и восхищение, и радость, и гордость, и общие воспоминания.

7 января 2013