Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Что делать» №19 | Рубрика Наши люди
Статья представлена Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, ОАО

16:36 | 6 октября 2014

Сцена молчаливых актеров

Читая театральные рецензии, почти всегда натыкаешься
на формулировки: «красивые», «превосходные», «интересные»,
а иногда — «бедные» или «скучные» декорации. Николай Восторгин, заведующий художественно-декорационной мастерской
в Академическом театре драмы имени В.Савина, рассказывает
о творческо-бухгалтерской работе.

teatr.jpg

Я столяр. До перестройки работал на комбинате строительных материалов, и когда в 1990-е объемы работ становились все меньше, а начальство отправляло в вынужденные отпуска, я устроился в драматический театр — предложили столярные работы в декорационном цехе. Потом мастер ушел, и я остался начальником. История обычная, зато хорошо понимаешь, насколько работа интересная, в отличие от однообразия на каком-нибудь конвейере. Сейчас мы с напарником в цехе работаем вдвоем, но декорациями занимаются, кроме художника, разумеется, еще реквизиторы и бутафоры.
Готовится спектакль. Режиссер и художник дают задание — сделать эскизы, а затем макеты, на основе которых и будут уже создаваться декорации. Правда, времени на эскизы почти не хватает —
пользуемся чертежами и макетами. Это — творческая часть работы, в ходе которой можно даже привносить что-то свое, предварительно обговорив с художником, ведь декорация — не просто фон, но целый смысл, знаковая обстановка спектакля. Здесь даже порой азарт проявляется — как сделать лучше, интереснее, чему еще надо поучиться, а иногда — где пойти на компромисс.
Другая часть работы — как можно более точные расчеты, сколько и каких понадобится материалов. В основном это дерево, фанера, гвозди и саморезы, но спектакли разные, а значит, просчитать все нужно по-разному: «Гамлет», например, с объемными декорациями, в «Кровавой свадьбе» есть круг, где своя специфика —
все крутится и вертится, и даже в детских постановках — том же «Карлсоне» — бывают сложные декорации. Каждый спектакль уникален, одни декорации не похожи на другие. При этом все должно быть разборное, ведь театр ездит на гастроли, и место разрыва для сборки тоже надо хорошо просчитать. Так и получается, что ты сам себе изготовитель и бухгалтер.
Время на создание декорации может достигать месяца, если что-то сложное, чаще всего это требуется для вечерних спектаклей, а с дневными — детскими — немного проще. Все устанавливается примерно за четыре часа, к этой работе подключены мы и монтировщики. Ну, а потом декорации путешествуют вместе со спектаклем.
В театре все важно. Для меня, если говорить в целом, — в первую очередь, коллектив, а если про свою работу, — ее разнообразие, которое дает возможность познавать и творить.
teatr2(1).jpg