Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №3 | Рубрика Истории

08:06 | 1 апреля 2007

С чего начинается «Родина»

Теги: сыктывкар | кинотеатр родина |

Кинотеатр «Родина»Экскурс в довоенную и историю военных лет старейшего кинотеатра республики Коми, сыктывкарской «Родины».

Век кино

Уже через десять как братья Люмьер провели свой первый киносеанс  синематограф попал в столицу Коми края.

Первый показ кино в Усть-Сысольске прошел 16 августа 1905 года. «Человеком с бульвара Капуцинов» оказался бродячий кинооператор из города Глазова Владимир Платунович, привезший французскую комедию «Погоня за женихом». Во время ее показа в Народном доме доброволец из интеллигенции — знаток французского языка переводил вслух поясняющие титры. Зал был полон.  

Любопытно, что это событие вошло в историю только благодаря …хулиганской выходке учителя М.Лебедева, который явился на показ «фильмы» в нетрезвом виде и неожиданно стяжал славу первого местного кинокритика. Он до конца сеанса громко возмущался, что, мол, «картины надо ставить выше или ниже, так как ничего не видно», и вообще это «шантаж и таких шантажистов не надо допускать, а полиции нельзя позволять ставить такие картины». Учителя из зала не выгнали, но затем уездный исправник накатал жалобу инспектору городского училища о неблаговидном поведении его подчиненного. Этот документ сохранился в архиве. Если бы учитель в тот вечер не напился, то первый киносеанс так бы и канул мимо историков в лету.

Если завтра война

Первый кинотеатр в Усть-Сысольске возвели в 1923 году. Деревянное одноэтажное здание стояло на перекрестке нынешних улиц Куратова и Кирова (еще надвано на этом месте существовал клуб «Метро», а ныне Дом развития культуры и искусства). Перед сеансами играл оркестр, а буфетчица Людмила Попова торговала свежей выпечкой домашнего приготовления.

Детские показы проходили в 14.00 и 16.00, взрослые — в 18.00 и 20.00. Цены на билеты в кинотеатр варьировались от 1 до 5 рублей. Здесь сыктывкарцы впервые увидели фильмы «Чапаев», «Ленин в октябре», «Кубанцы», «Путевка в жизнь», «Джульбарс», «Дети капитан Гранта», «Семеро смелых», «Александр Невский», трилогию о Максиме и комедии Александрова. О популярности фильмов могут свидетельствавать цифры. В мае 1939 года фильм «Человек с ружьем» за 7 дней посмотрело 8.910 человек (в том числе 1.605 детей), «Александр Невский» за 8 дней — 10.854 (из них 2.448 детей), «На границе» за 8 дней посмотрели 9.927 человек (детей 2.690) и фильм «Выборгская сторона» за 7 дней — 8.310 (детей 2.160). Летом проводились детские кинофестивали, а в дни каникул работали киноустановки в Доме пионеров и в школах №2 и №14. По данным статистики, в 1940 году «усредненный» сыктывкарец сходил в кино 14 раз.

Настоящими хитами конца 1930-х годов стали фильмы о подготовке к войне и борьбе со шпионами. Это киноленты «Глубокий рейд», «Высокая награда», «Морской пост», «Два друга», «Партийный билет» и множество других. В газетном анонсе документального фильма «Линия Маннергейма» написано, что «этот фильм должен посмотреть каждый советский гражданин. Большевистскому агитатору он поможет еще лучше, ярче и убедительнее рассказать о мощи нашей родины, о победах Красной армии, поможет растить в советском народе патриотические чувства».

Музыка кино

В 1920-е годы демонстрировались только немые фильмы в сопровождении тапера. Именно так была показана в феврале 1929-го года и одна из первых лент о Коми крае «Охота и оленеводство в области Коми». Аппаратура для звукового кино появилась в Сыктывкаре лишь в 1932 году. Но в целом по республике эпоха «великого немого» продержалась вплоть до 1950 года. Чудом уцелело украшенное медными канделябрами пианино, на котором играли в довоенном горкинотеатре. После списания раритет известной фирмы из Лейпцига «Julius Gustav Feurich» попал в дом кинооператора и технорука кинотеатра Николая Петрова, выпросившего инструмент взамен премии. Реликвия до сих пор хранится у его дочери Ольги, которая продолжила дело отца и много лет проработала кинооператором.

Julius Gustav FeurichВ 1933-м году в Сыктывкар был выслан за «неправильное» соцпроисхождение сын генерал-майора и актрисы 31-летний Борис Васьянов (погиб в 1980 году, попав под машину). За два года он подготовил оркестрантов и организовал струнный оркестр, который с 1935 года начал выступать в фойе горкинотеатра. Мне удалось разыскать одну из первых участниц оркестра Раису Попову. В музыканты она подалась семиклассницей в 1937 году и играла на домре почти десять лет, вплоть до завершения учебы на истфаке КГПИ. Стипендия была 200 рублей, а в оркестре она получала еще 300. Раиса Андриановна хорошо помнит, как в декабре 1939-го года после последнего сеанса сгорел деревянный кинотеатр. Музыканты тогда сумели спасти свои инструменты, которые отнесли на сохранение к живущей неподалеку участнице оркестра Анне Исаковой.

Борис Васянов

Сын царского генерал-майора и актрисы Борис Васьянов в 1933 году был выслан в Сыктывкар за «неправильное» соцопроисхождение

Коллектив труппы постоянно менялся. Летом 1940 года играл 6-ой состав оркестра, а в октябре 1947 года уже девятый. Во все годы в оркестре выступало много школьников и студентов. Дирижировал и готовил ноты сам Васьянов, а на контрабасе играла его жена Анна Кудрина. Исполняли марши, отрывки из опер, вальсы. На каждый вечер старались подобрать что-то новое. Иногда после сеансов их звали выступить в ресторан «Вычегда» — тогда это было деревянное здание рядом с кинотеатром. Там музыкантов подкармливали. Правда, с сентября 1941 года по 9 января 1946 года их место в кинотеатре заняли другие музыканты. «Васьяновцы» на это время перешли в концертно-эстрадную бригаду (КЭБ). А после возвращения в кино до 1955 года снова выступали в «Родине» и «Октябре».

Оркестр народных инструментов сыктывкарского горкинотеатра 6-го состава. 6 июня 1940 года.

Оркестр народных инструментов сыктывкарского горкинотеатра 6-го состава. 6 июня 1940 года.

3 сентября, когда «домровый» оркестр в кинотеатре ликвидировали, Васьянову приказали сдать инструменты и 13 человек рассчитали. На следующий день в штат был принят руководитель джазового оркестра и скрипач (оклад 500 рублей) Вячеслав Кобжув и десять новых музыкантов: две скрипки, саксофон, банджо, ударник, аккордеон, две трубы, тромбон и кларнет. «Нередко скрипач Вячеслав Кобжув и виолончелист — красивый молодой человек с буйно вьющейся шевелюрой — Вениамин Минин — играли соло», — вспоминает постоянная зрительница того периода, а ныне ухтинская пенсионерка Инесса Колегова.  

Тогда же, в сентябре 1941 года приняли штатную пианистку Дору Шиндер. Уже через пять дней трое джазменов явились на работу пьяными и получили выговор от директора. Репетировал оркестр ежедневно с 11 до 13 часов. Концерты длились 45 минут перед началом каждого сеанса. Во время показа музыканты занимали в зале свободные места и смотрели фильмы. Выступал оркестр на невысокой эстраде между двух колонн справа от входа. В Октябрьские праздники звучали революционное и военные песни. Вечерами в фойе устраивались танцы. Правда, раздеваться зрителям было негде, и в качестве гардероба они норовили использовать служебные помещения. Во время выступления оркестра перед сценой стояло несколько рядов стульев. Столичные старожилы уверяют, что в фойе кинотеатра в годы войны пела 20-летняя Валентина Есева. По документам же известно, что 31 марта 1943 года на работу сюда в качестве штатной певицы приняли эвакуированную из Ленинграда Татьяну Невскую — худенькую, стройную красавицу, обладающую чарующим меццо-сопрано. Кроме того, пел один из музыкантов — играющий на банджо Андреев и солистка КЭБа Тамара Клочкова. Инессе Колеговой запомнилась в ее исполнении ария Ольги из оперы «Евгений Онегин», песни «Огонек», «Синий платочек» и романс «Гори, гори, моя звезда». «Иногда свои произведения исполнял композитор Осипов, — вспоминает Инесса Николаевна, — а его жена детским голосом, подражая Рине Зеленой, читала стихи Барто, Маршака, Чуковского».

С чего начинается «Родина»

С чего начинается РодинаНовое здание сыктывкарского кинотеатра в стиле неоконструктивизма (название которого и надпись на фронтоне — «Родина» появились только осенью 1950-го года) начали возводить в 1937-м. Строили на месте снесенной церкви с колокольней, принадлежавшей подворью Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря. Деревянная Стефановская церковь появилась в 1877 году на углу улиц Сухановской (Бабушкина) и Троицкой (Ленина). В 20 метрах от нее в 1889 году достроили каменное подворье — сейчас в нем находятся службы Сыктывкарской и Воркутинской Епархии. В 1918 году все строения подворья были изъяты у монастыря. В 1921 церковь отдали под музей облсовнархоза, а в середине 1930-х и вовсе снесли. У работников кинотеатра до нашего века сохранилось предание, что между двумя зданиями подворья есть подземный ход, и что из подвала «Родины» можно запросто попасть в Епархию. Рассказывают еще про будившего громкими хлопками ночных сторожей призрака. Как и любая старая постройка «Родина» обзавелась своим привидением.

Возводили новый кинотеатр по проекту архитектора Изотова (инженерную часть проекта исполнил инженер-архитектор Ростовский) четыре года. В июне 1939, по сообщению газеты «За новый Север», Коми Стройтрест должен был закончить все работы. «Леса стройки оживились веселым шумом строителей, — бодро рапортует корреспондент Зыков. — На наружней штукатурке и подсобных работах занято 37 человек. Работает растворомешалка. На второй этаж поднимаются ведра с раствором. Лучшие рабочие Тырин, Колегова, Вахмянин, Тырина и др. за несколько дней оштукатурили карнизы двух фасадов и 13 парапетных столбов. Подготовляется к пуску бетономешалка и ленточный транспортер для подачи бетона на перекрытие потолков». Затем энтузиазм рабочих почему-то угас, и здание достроили только в следующем году.    

В очередной публикации газеты от 5 февраля 1940 года прежнего оптимизма уже нет. «После пожара старого кинотеатра Стройтресту и Кинотресту был дан двадцатидневный срок для пуска в эксплуатацию нового каменного кинотеатра, начатого строительством еще в 1937 году. Однако срок этот уже нарушен, — обличает некий Дмитриев. — Кинотеатр еще не раскрыл свои двери перед зрителем и, по правде говоря, еще не в силах это сделать. Работники Стройтреста во главе с т.Агеевым уверяют, что все от них зависящее они выполнили ко 2 февралю. Однако Кинотрест и его начальник тов. Заболоцкий с полным основанием заявляют, что они отказываются принимать здание от из-за многих недоделок. До сих пор в театре нет и намека на вентиляцию. В зале, фойе и подсобных помещениях духота. Ни в одном окне нет форточек. Сильно течет крыша. В демонстрационной будке с потолка льются потоки воды. Нет буфетной стойки и площадки для оркестра. Представители Стройтреста и Кинотреста кивают друг на друга и обещают «завтра-послезавтра» начать регулярные киносеансы. Им необходимо прекратить ненужные дискуссии и в течение одного — двух дней открыть кинотеатр для трудящихся города». Тем не менее, 20 февраля в газете напечатали фотографию нового кинотеатра и объявление, что сюда требуются кочегары и слесари, знакомые с системой центрального отопления. А вскоре сыктывкарцы узнали, что «начало киносеансов — ежедневно, с 8 марта. Время сеансов в 4, 6, 8, 10 часов. Касса работает с 14.00. Детские сеансы (кроме выходных) — с 2 часов. Касса — с 12». Стало быть, кинотеатр «Родина» открылся лишь в марте 1940 года.

В то время кинотеатр ежедневно посещало до 1.300 человек. В декабре 1940 года с большим успехом здесь кинокартина «Моя любовь». «В течение 7 дней зрители смотрели эту замечательную ленту, наполненную песнями и музыкой», — пишет корреспондент газеты «За новый Север». В том же месяце были показаны фильмы: «Вратарь», «Минин и Пожарский», «Четвертый перископ», «Моя любовь», «Светлый путь», «Большой вальс» (США), «Пятый океан», «Возвращение», «Яков Свердлов», «Сибиряки», «Любимая девушка», «Ошибка инженера Кочина» и другие.

В сентябре 1940 года в Сыктывкаре в управлении кинофикации при СНК Коми АССР прошло I республиканское совещание-семинар для повышения квалификации начальников райотделов кинофикации. Призвали улучшить рекламу фильмов.

С чего начинается Родина

«Хотя ты и директор...»

Большинство опрошенных мною старожилов утверждают, что директором кинотеатра во время войны был «толстый еврей» Петр Маркович Шмеккер. Однако, на основе архивных данных, удалось установить, что Шмеккер приступил к руководству только с 24 января 1949 года. При нем кинотеатр и получил свое имя — «Родина». А до Петра Марковича с начала 1940-х сменилось еще пять директоров и трое исполняющих обязанности. Когда началась война, руководителем был Михаил Туркин. Судя по его рукописным приказам (он строчил их сначала на старых афишах, а затем на обороте карты Азии), хорошего образования директор не получил. Но любил, чтобы его приказы выполняли не раздумывая. Так, 18 сентября 1941 года за хорошую работу и безукоризненное выполнение всех требований дирекции он премировал шелковой кофтой уборщицу П. Иевлеву.

ПриказПравда, в основном ему приходилось воевать с коллективом. 28 сентября 1941 года объявлен строгий выговор контролеру Анне Савиной, которая вместо дежурства в зале сидела в фойе, из-за чего хулиганы попортили дверь. Кроме того, Савина отказалась выйти на уборку урожая в выльгортский колхоз, сославшись на то, что не с кем оставить дома 10-летнего ребенка. А ведь «проверка показала, что возможность выйти была». После всего этого Анна еще и нагрубила директору. Днем раньше контролер Анна Мишарина пропустила в кинотеатр собаку, которая «при игре джаз-оркестра лежала на эстраде». Животное смогли вывести только после личного вмешательства директора. 18 октября пьяным пришел пожарный Михаил Мишарин и «в присутствии милиционера в фойе и в кабинете директора ругал своего начальника нецензурными словами». Слова эти Туркин полностью процитировал в официальном приказе: «пошел в п…, на х…, к ….матери. Я тебя не боюсь. Хотя ты и директор, но для меня ты только п…». За хулиганство и брань уже 9 ноября суд впаял горе-пожарному три года тюремного заключения.      

Чувствуя, что вверенный ему коллектив выходит из под контроля, директор 27 октября решил, что «в целях лучшего обслуживания зрителей и установления контроля за порядком в кинотеатре свои служебные обязанности выполнять с 13 до 22 часов». Несмотря на это, кочегары по-прежнему не экономят электричество и, уходя, не гасят свет, кассир Комлина продает по два билета на одно место, Васьянов с оркестром играет старый репертуар и не меняет его на новый, а киномеханик Ершов «не показал юным зрителям одной части фильма, о чем дети догадались сами и доложили дежурному контролеру». Вконец обнаглевшие пожарные «достают» vip-персон. Так, «борец с огнем» Важков проявляя излишнюю бдительность, согнал с мест II секретаря обкома ВКП(б) и заместителя председателя совнаркома Коми АССР. Другой пожарный — Шурганов «продолжает вмешиваться в функции администратора, и зачем-то произвел проверку зрителей на литерных местах. При этом оскорбил секретаря сыктывкарского горкома партии товарища Мезенцеву. Директор приказал «впредь Шурганову запретить проверки литерных мест. Пусть лучше следит за противопожарной обстановкой — чтобы не курили в фойе и в зале, и не лезет в чужие дела. В крайнем случае, по просьбе зрителей, указывает им их ряды и места». Кстати, небольшой пожар в кинотеатре все же случился, но уже после войны. 12 января 1947 года во время показа фильма «Сын полка» загорелась кинолента в аппарате. В зале началась паника, и в темноте сбили с ног четверых детей.

Первые «родинцы»

В 1941 году штат кинотеатра состоял из 23 работников и 15 оркестрантов: директор, старший киномеханик Петров (оклад 450 рублей), два киномеханика Ершов и Осипова (300), ученик киномеханика (170), администратор (325), бухгалтер (450), сторож (150), три кочегара (200 рублей и 25 рублей за подвозку дров), механик печного отопления (500), завхоз-столяр (300), два кассира (200-250), два билетера (120), дежурный пожарник (250), две уборщицы (140), полотер-контролер (150), шофер (400), оркестр 15 человек (3.100 на всех — руководителю 280-500). Ночной сторож ремонтировал мебель и сидения (50 рублей) и чистил двор (20 рублей), кроме того сторожей обязали ночью караулить кинотеатр с улицы, чтобы не воровали дрова и не лезли на склад. Зимой работали три кочегара — топили дровами, с марта отопительный цех переходил с 3-х — на 2 смены. Летом не топили. С конца апреля по октябрь кочегаров переводили в сторожа или полотеры. Как вспоминает Ольга Лавровна Балашова, чья мать Александра Андреевна Балашова (родная бабушка известного сыктывкарского певца Александра Балашова) работала кассиром и администратором кинотеатра с 1940-х до 1970-х годов, иногда работники «Родины» и их дети ходили мыться в построенную для кочегаров в подвале душевую. Помимо зарплаты все работники получали три вида карточек: хлебные, продовольственные и промтоварные.

Главный человек в кинотеатре — киномеханик. В Сыктывкаре в тот период работал воистину легендарный специалист Николай Петров. Родился он в 1894 году в Москве. С детства бегал в кинотеатр «Милан» смотрел, как показывают кино. С 16 лет он трудился сначала учеником, а затем киномехаником в города Рославле (Смоленская губерния). В 1916 году Николая призвали в армию, и он угодил в германский плен. Сбежал через два года. В 1919-м году приехал к брату в Усть-Сысольск и поступил электриком на строящуюся электростанцию. Год спустя его мобилизовали в Красную армию. Тогда же во время нахождения части в Усть-Сысольске работал киномехаником. Николай Петров — и первый в Коми киномеханик — звуковик. Его дочь Ольга Николаевна вспоминает, как одна из зрительниц рассказала о любопытном происшествии на одном из первых, еще немых кинопоказов в Усть-Сысольске. В тот вечер был показан классический фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». По легенде, в конце декабря 1895 года в «Большом кафе» на бульваре Капуцинов в Париже, когда состоялся первый в истории публичный показ «кинематографа братьев Люмьер», фильм заставил первых зрителей в панике броситься прочь от «приближающегося» локомотива. Точно так же отреагировали на картину и усть-сысольские зрители, в ужасе выбежав из зала. Пришлось киномеханику Петрову провести в фойе лекцию и объяснить, что ничего страшного не произойдет. Только после этого робкая публика вернулась и с замиранием сердца снова начала наблюдать прибытие «железного чудовища».

С 25 ноября 1943 года Николай Васильевич — технорук горкинтеатра. В общей сложности он крутил кино 45 лет. Затем его дело продолжила дочь — Анна Николаевна Петрова. Киномеханики в 1940-е годы работали через день с 13 до 24 часов. В аппаратной у двух установок работало сразу два человека. С 13 до 15 часов проходила проверка технического состояния фильмов и аппаратуры, результаты которой докладывались техноруку. Ученики чистили и готовили аппаратуру.

Утром — сплав, вечером — кино

Первыми из сотрудников кинотеатра на фронт в июле 1941 ушли художник Василий Кузиванов и пожарный А.Шурганов. С 9 июля 1941 года все 20 сотрудников кинотеатра приходили в 8 утра на работу, чтобы изучать методы противовоздушной и химической обороны. В случае неявки можно было попасть под суд.

Уходили не только на фронт, но мобилизовывали и на сплав, и на строительство сыктывкарского аэропорта, на уборку урожая в колхоз «Октябрь» (Кочпон) и в Выльгорт. Участвовали «киношники» и в общегородских воскресниках и в субботниках по очистке дорог от снега. А когда были введены так называемые фронтовые декады в колхозах с 7 утра до 19 вечера (часовой перерыв на обед) работали на полях, а с 19 до 24 — в кинотеатре. Часто меняющихся директоров кинотеатра тоже на щадили и забирали на борьбу за урожай на 3-4 месяца сразу.

Людей катастрофически не хватало. Пожарный исполнял должность контролера в зрительном зале, полотер — уборщицы, а киномеханик Петров вместе с бухгалтером пилили дрова. Малейшее опоздание на работу по законам военного времени приравнивалось к саботажу. Дела нарушителей трудовой дисциплины передавались в народный суд. Так, когда пианист Абрам Дембовский на 35 минут опоздал на репетицию его дело было рассмотрено немедленно.

В Сыктывкаре военной поры фильмы «крутили» еще и в драмтеатре, клубе лесозавода, в затонском клубе «Красный водник». 20 января 1944 года при Коми пединституте открыли студенческий кинотеатр с началом сеансов с 22-х часов. Каждое лето работал кинотеатр в Кировском парке.

Кино показывали тогда во всех райцентрах. Более того, в 1943 году в период сева и сплава для обслуживания колхозников и рабочих было организовано 9 специально оборудованных фургонов и один киноагиткатер, которые провели 245 киносеансов для 16.685 зрителей. Совет народных комиссаров Коми АССР постановил обязать управление кинофикации при СНК Коми АССР (руководитель т.Уманский) довести к концу 1944 года киносеть республики до 123 киноустановок, а в Сыктывкаре организовать киноремонтную мастерскую и подготовить на курсах киномехаников 100 человек.

Детям до 16…

После начала войны, с 11 июля 1941 года, для «служителей культа» кино установили новый режим работы. В будни шло два детских сеанса (в 14.45 и 16.30) и три взрослых (18.45, 20.30, 22.15). В выходные — два детских (12.45, 14.30) и четыре взрослых (16.15, 18.45, 20.30, 22.50). Детей на взрослые сеансы категорически не пускали. Так, 22 ноября 1941 года контролеру Р. Мароко за подобное нарушение было объявлено замечание. «Кинофильм «Бесприданница» демонстрируется не для детей до 16 лет, и много было об этом Мароко сказано», — записано в бумагах директора. Зато 1 января 1944 года в дни зимних каникул учащиеся школы №14 коллективно посмотрели фильм «Швейк против Гитлера».

АфишаЧто именно смотрели сыктывкарцы в годы войны, я узнал, пролистав подшивки газеты «За новый Север». Так в 1943 году демонстрировались фильмы: «Секретарь райкома», «Моя любовь», «Сухэбатор», «Черноморцы», «Светлый путь», «Любимая девушка», «Ленин в 1918 году», «Бабы», «Песнь о любви», «Четвертый перископ», «Юность Максима», «Котовский», «Разгром немецких войск под Москвой», «Богдан Хмельницкий», «Фронтовые подруги», «Вальс», «Непобедимые», «Котовский», «60 дней», «69-ая параллель», «Антоша Рыбкин», «Парень из нашего города», «Щорс», «Партизаны в степях Украины», «Александр Пархоменко», «Небеса», «Она защищает Родину» и т.д. В 1944 году «Секретарь райкома», «Битва за нашу советскую Украину», «Бесприданница», «Маскарад», «Любимая девушка», «Небеса», «Актриса», «Джордж из Динки джаза» (Англия), «Битва за Россию» (США), «Весенний поток», «Кутузов», «Жди меня», «Урал кует победу». В месяц показывали от 5 до 10 новых фильмов.

По воспоминаниям старожилов, билеты на детские сеансы стоили от 50 копеек до 1 рубля — на эти деньги можно было купить 5-10 порций мороженного. Были билеты за 4 и 5 рублей. Цвет их кто-то запомнил как желтый, кто-то — как голубой. Скорее всего, в разные годы билеты печатали на разной бумаге. В кассах стояли очереди, здесь же продавали с рук лишние билетики. Зимой перед входом счищали снег с валенок, а в слякоть чистили обувь на специальной скобе. В туалетах курить было запрещено, семечки тоже никто в темноте не щелкал. В зал зрителей звали три звонка. Редкие опоздавшие терпеливо ждали, когда кончится киножурнал или киносборник и только после этого с помощью дежурного пробирались на свое место. О новых фильмах узнавали по афишам и по газетам. Поначалу в зале было 300 мест, затем количество рядов сократили. Девятый ряд считался литерным — здесь бронировали места для членов правительства и высокого начальства, которые ходили за свой счет или по пригласительным билетам. Обычно руководство появлялось в кинотеатре на премьерах и последних сеансах. Слева в зале было три окна (позже их замуровали). После сеанса шторы на окнах открывали, чтобы можно было при свете покинуть помещение. Выход был с другой стороны, нежели в последние годы работы «Родины» — прямо к памятнику Бабушкину.

Открытки«Справа, на стене за стеклянными витринами, располагались выставки фотографий — кадров из кинофильмов, репродукции картин русских художников, агитационные плакаты. Здесь же всегда висел свежий номер республиканской газеты «За новый Север». Рядом — большой лозунг со словами Ленина «Важнейшим из искусств для нас является кино», — вспоминает Инесса Колегова. — Позже, в 1945 году в фойе демонстрировали документальные фильмы. На Новый год на сцене стояла украшенная елка. Дед Мороз — Алексей Михайлович Эманин на дневных сеансах со своей дочкой Адочкой — Снегурочкой поздравляли детей и проводили конкурсы: юные зрители читали стихи, пели песни и за это получали конфетку-подушечку. Как было приятно!»

Обратная сторона тарзана

Уже в 1943 году в Сыктывкаре появилось так называемое «трофейное кино». Весенние афиши зазывали горожан на американскую комедию «Три мушкетера» и историческую драму «Леди Гамильтон». В основном это были довоенные фильмы голливудского производства, не имевшие к суровой реальности военных лет ни малейшего отношения. Поскольку государство не хотело платить за право на прокат лент, никаких исходных данных, а часто даже имен действующих лиц и исполнителей не указывалось. Фильмы начинались с белой надписи на черном фоне: «Этот фильм был взят в качестве трофея во время Великой Отечественной войны». Название и субтитры давались на русском языке. Так, в сыктывкарском кинотеатре были показаны фильмы «Зорро», «Сестра его дворецкого», «Капитан армии Свободы», «Газовый свет», «Мост Ватерлоо» и все серии знаменитого «Тарзана».

Валерий Ширшов, с 1972 по 1986 годы работавший начальником республиканского управления кинофикации, вспоминает, что в детстве даже ему — сыну наркома земледелия республики не всегда удавалось выпросить у родителей рубль на кино. Летом в городском парке работал кинотеатр, в котором по вечерам после танцев показывали фильмы. Безбилетные пацаны пролезали в здание через черный ход. Правда, в зал не входили, а наблюдали за приключениями Тарзана с обратной стороны экрана.

Мы видели это…

Перед каждым сеансом шли документальные киносборники о войне. «Мы, дети военного времени, видели, как отступали наши войска, как издевались фрицы над стариками, женщинами и детьми, — рассказывает Инесса Колегова. — Никогда не забудутся кадры: мертвый боец Красной армии, на лбу и груди которого фашисты штыком вырезали пятиконечную звезду; фрица, держащего на штыке младенца; убитую мать, по которой ползает плачущий ребенок; Зоя Космодемьянская с петлей на шее; виселицы с повешенными партизанами... Мы видели, как фашисты жгут дома, угоняют скот, увозят составами даже плодородную землю с Украины, заживо сжигают непокорившихся советских солдат. Мы видели горы волос, одежды, обуви и золота людей, казненных в концлагерях. Мы видели освобожденных узников Освенцима… кожа да кости, горящие от перенесенного ужаса глаза людей. Они и сейчас, спустя много лет, перед нами взывают беречь мир. С экрана мы слышали голос Константина Симонова, его стихи «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» и «Жди меня». Мы запоминали их, записывали и читали на концертах и конкурсах. Мы вели дневники, куда записывали названия просмотренных кинофильмов, а в песенники записывали песни из них. Память детская цепкая. Несколько человек, сговорившись, запоминали песни по куплетам, а потом сводили в одну песню. Киносборники воспитывали в нас патриотизм и желание помочь Родине. После них мы еще лучше работали на полях: собирали колоски, пололи сорняки, убирали овощи и картофель, ухаживали за телятами, а зимой возили в школу дрова, пилили и кололи их. Голодные, плохо одетые мы, дети военных лет, выполняли свой долг, трудились, как и вся страна, под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!». Мы собирали средства для военных нужд, теплые вещи для солдат, помогали семьям фронтовиков в заготовке дров, носили воду и шили пелёнки, распашонки, подгузники для младенцев, отцы которых были на фронте. В 1943 году, мне 10-летней, посчастливилось побывать на встрече в кинотеатре с коми партизанами Карелии, которые приехали на побывку в Сыктывкар. Мой отец — Николай Потолицын был начальником штаба отряда им.Чапаева. Перед сеансом — показали в этот вечер фильм «Актриса» — партизаны рассказали о своих боевых походах в тыл врага. Мест свободных не было, и я сидела на коленях командира по разведке И.Кирюшкина. Это был настоящий праздник, вечером дома долго не могла заснуть. В день Победы, 9 мая 1945 года около кинотеатра играл духовой оркестр, и был настоящий праздник для сыктывкарцев».

Сыктывкар. Кинотеатр «Родина», 1973-й годОни защищали родину

Читая архивные документы и беседуя со зрителями тех лет, бывшими работниками кинотеатра «Родина», я не мог не обратить внимания на то, что кино было для них действительно «важнейшим из искусств». В зале никогда не было свободных мест — приходилось приставлять стулья. Казалось бы, что в «огненные годы» людям совсем не до зрелищ. Но киноискусство тогда было не просто «бесконечным сериалом». Осмысленное, искреннее и патриотичное оно посвещалось борьбе с врагами Отечества. Служители «киномузы» с первых дней войны честно и самоотверженно держали свой фронт — они защищали Родину.

Артур Артеев


Читайте также

Истории

Дом с привидениями

Дом с привидениями

Со старинным каменным домом по улице Советской, 25 связано немало загадочных историй. Людская молва гласит, что здесь иногда происходят события, объяснение которым трудно найти.

9 декабря 2014

я/город

Галина Кириллова/Сыктывкар

Галина Кириллова/Сыктывкар

Галина Кириллова о своем городе
8 августа 2014

Истории

Зырянский Париж 100 лет назад

Зырянский Париж 100 лет назад

Сыктывкарцы не раз предлагали властям установить в местечке Париж арт-объект, ассоциированный с Францией. Один из жителей улицы Восточная даже возвел на своем приусадебном участке макет Эйфелевой башни около метра высотой. 
23 июля 2014