Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №35 | Рубрика тема номера

14:40 | 28 декабря 2012

Рассуждают на тему номера

Теги: андрей попов | проза |


Валерия Кокоянина

Валерия Кокоянина,
студентка института гуманитарных наук СыктГУ, 19 лет

«Умеренность — союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите — соблюдайте умеренность».
Абу-ль-Фарадж — сирийский писатель и медик

Люди всегда охотно интересовались пробой и производством различного рода крепких напитков. Сначала — для совершения языческих ритуалов и религиозных обрядов, чуть позже — уже для собственного удовольствия. Во многих странах существуют теперь своеобразные культуры пития, выражающиеся в определенном этикете и множестве других специфических мелочей.

Француз Ролан Барт писал, что «вино для нас является национальным достоянием, так же, как 360 сортов сыра и культура страны». И хотя жители Франции по-прежнему употребляют большое количество высококалорийной пищи и вина, они значительно реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем граждане других стран. Быть может, этот французский парадокс обусловлен тем, что грамотная культура пития и потребления пищи сформировалась у этой нации уже с древних веков, и, значит, всем остальным остается только позавидовать им.

С древних времен не отказывают себе в удовольствии основательно покушать и приятно провести время за кружкой хорошего пива англичане — признанные знатоки и ценители здорового образа жизни. Рассудительные и основательные во всем, они считают, что выпить пинту «живого» напитка после обеда не только приятно, но и полезно. 

В Японии — тоже своя устоявшаяся жесткая культура потребления саке, национального алкогольного напитка, благодаря которой никаких пагубных последствий у японцев, как правило, не возникает.

Да и кто, как не жители Страны Восходящего Солнца, по-настоящему просвещены в этом деле: всякое действие там, вкушение ли традиционного блюда или распитие любого напитка — от чая до рисового пива, должно быть регламентировано до мельчайших подробностей.
Так почему же именно в России чрезмерное употребление спиртных напитков стало проблемой разнузданно-фанатичного культа?! Можно посчитать виновными в этом Петра I, татаро-монгольское иго, наш национальный характер, историческое развитие страны или что-либо еще, — однако все может оказаться гораздо проще.

В этом, как и в любом другом деле, у русских почти всегда отсутствует чувство меры. В России все делается на широкую ногу и с особым размахом, и уж если русский человек пьет, то делает он это не культурно и со вкусом, а для того, чтобы, как говорится, «напиться и забыться». Вкупе же это и приводит часто к неприятным и бесповоротным последствиям. Наши любимые враги — обильная еда и чрезмерное питие торжествуют. По этой части мы действительно отстаем от Европы, и стоит задуматься и научиться пить и есть правильно. Ведь только так можно, наконец, распрощаться с проблемами, к которым ведет наше незнание и неумение, и сделать еще один шаг навстречу достижениям современной цивилизации.


Андрей Попов

Андрей Попов,
член союза писателей России, 53 года

От трезвых одни неприятности, как говорил Михаил Зощенко. От выпивших тоже бывают. Один человек при мне выпил пять бутылок водки. И не умер. По неизвестной природе причине. Но зачем он столько пил?! Не объяснить. Зачем русский человек вдруг начинает искать истину жизни через запой? Работал, говорил знакомым любезности, кормил кошку с руки, а в душе совершался переворот — окружающий мир становился демоном, орлом, терзающим печень.

И все — и понеслось. Поэт Юрий Кузнецов говорил, что есть три ответа на вызовы времени — трудиться, молиться или спиться. Видимо, «спиться» он тоже считал выходом. Запой — этого своего рода уход в монастырь. Ничего не вижу, никого не знаю — а если что-то скажу, то никто никогда не поймет. Меня Бог миловал. А многих зацепило.

Я видел, как они умирали — они были моложе меня. Я им не судья. Просто знаю, что пьяницы Царствия Божия не наследуют. А душа все равно у всех — христианка. В лихие 90-е и о лихих 90-х я написал стихотворение «Алкаш». Может, оно лучше, чем эти заметки, ответит на заданную тему.

— Алкаш —

Открой, братишка, что-то я продрог.
Холодный ветер. Да и климат влажный.
Открой свой бронированный ларек,
Я умираю над ручьем от жажды.

Каким ручьем? Так говорил Вийон.
Французский бомж. Похмельная цитата.
А, может, не ручей, а Тихий Дон? —
Где русский брат не пожалеет брата.

Один торгует пивом и вином,
Другой от них с утра невзвидит света,
От жажды умирая над ручьем,
По версии французского поэта...

Я говорю, конечно, невпопад,
Стараюсь быть своим. Родным. Любезным.
А денег нет —
Но разве ты не брат?!
Ты понимаешь русские болезни.

Как получилось, не возьму и в толк,
Как вышло, что в постыдной круговерти
Я должен всем?!
И не отдать мне долг.
Не расплатиться и до самой смерти.

Ты помоги.
Без шуток. Без обид.
Все помогают — как прожить иначе?
Во мне душа бессмертная болит.
Бессмертная! А это что-то значит.

И боль ее переполняет плоть
Мучительной и безутешной скорбью.
Прости меня…
Прости меня, Господь!
Я оскорблял Твой образ и подобье.

Сам выбирал дороги и пути,
И те мечты, что никогда не сбылись.
И я Тебя молю, долги прости
Тем, кто долги простил —
Воздай за милость.

Прости и скупость.
Ты всё можешь, Бог.
Душа горит — и значит, виновата.
Прости нам бронированный ларек,
Где русский брат не пожалеет брата.


Читайте также

Культура

В свод стихотворений о русском языке за четыре века вошли стихи сыктывкарских поэтов

В свод стихотворений о русском языке за четыре века вошли стихи сыктывкарских поэтов

Основная тема книги – защита русского языка и любовь к русскому слову и культуре на протяжении XVIII, XIX, XX и XXI веков
13 мая 2013

Арт

«Повышение»

«Повышение»

Ироничный и метафоричный очерк Френка Советского «Повышение» о сильной женщине комментируют представительницы прекрасного пола.
11 марта 2013

Арт

Последний день

Последний день

Рассказ Оксаны Павловой о любви в тему номера «Cherchez la femme!» («Ищите женщину!»)
11 марта 2013