Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №43 | Рубрика Наши люди

14:33 | 5 мая 2014

Работа над воплощением мечты

Теги: газпром | трансгаз |

03.jpg

На земле едва ли сыщется человек, который смог бы точно назвать количество профессий, которыми сегодня владеет человечество. И все же понятие «инженер» отнюдь не потеряло смысла, поскольку в нем объединяется целый комплекс представлений о взаимоотношении человека с миром техники — особом, хозяйском, заинтересованном, творческом. во всяком случае у тех, для кого в этом слове заключается осознанный жизненный выбор, призвание и даже судьба. Один из таких людей — главный инженер ООО «Газпром трансгаз Ухта», первый заместитель генерального директора Анатолий Яковлевич Яковлев, с которым мы встретились накануне его юбилея.

—Анатолий Яковлевич, когда Вы прибыли на Вуктыл? Как это было?
— Дело в том, что мой Вуктыл начинался с Ухты. В то время выпускники вузов распределялись по всей необъятной Родине. К моменту выпуска я уже был женат. Жена была в положении, и мне важно было, конечно, иметь квартиру, приличный заработок и какие-то перспективы. Учился хорошо, поэтому была возможность выбирать. На выбор предлагались многие районы страны. Но все они были далеко от центра, или там не было перспектив получить квартиру. А в Ухте многое было обещано. Поэтому приехал в Ухту, в «Комигазпром». 12 августа 1972 года пришел в отдел кадров «Комигазпрома», сам попросился на производство. Одно из предложений было поработать в Районном управлении магистральных газопроводов и конденсатопроводов, находившемся в то время в пригороде Ухты. Это предприятие было перспективным. Планировалось строить и новые нитки трубопроводов. Но главное, что заверили: «У нас — самая большая вероятность получения жилья, так как строится жилой дом». И я принял решение остаться. Так, в 1972 году начал работать в «Комигазпроме», в Районном управлении магистральных газопроводов и конденсатопроводов.

1.jpg
Навсегда запомнил то, как меня на работу принимали. Собрали целый «кворум»: начальники служб, председатель профсоюзной организации и т.д. Мне пришлось там докладывать: что умею, что могу, чего не могу. Посовещавшись, взяли меня линтрубом 5 разряда, и проработал я в этой рабочей должности полгода.
Приехала с малым ребенком на руках жена. Жили в «Бугульминском» вагончике — семье выделили его половину. Так перезимовали зиму. В это время я уже работал мастером. Ну а жизнь налаживалась. Переехали в новый дом, подыскали работу жене, ребенка стали устраивать в садик. Но в 1974 году началась реорганизация Районного управления. Было принято решение перебазировать его на Вуктыл, куда мне (вначале без семьи) и пришлось переехать.

2.jpg
На Вуктыле сразу предложили должность начальника линейно-эксплуатационной службы. В поселке тогда практически ничего не было обустроено. Мы приехали
на промплощадку, доставшуюся по наследству от предыдущих организаций. Как раз
в это время началась стройка газопроводов с Тюмени и строительство цехов КС-3. Мы начали создавать на новом месте новую службу. Часть персонала приехала из Ухты (приехали в основном те, кого интересовал квартирный вопрос). Ухтинцев было мало. На Вуктыле постоянно был недостаток рабочей силы, специалистов. Поэтому все было проблемно. Часто бывало так: приезжаешь из командировки, а на территории промплощадки уже половина новых людей работает. Так что обстановка была более, чем серьезная….

3.jpg


— Анатолий Яковлевич, ветераны Вуктыла рассказывают, что из-за нехватки квалифицированных кадров многие осваивали самые разные специальности. И Вы в числе тех, кто за короткий срок освоил большую часть техники, которая в ту пору была востребована. И был однажды случай, когда на трассе заболел механик-водитель. И Вы 100 километров сами вели вездеход с людьми и грузом по полному бездорожью.
— Вы знаете, тогда это не было проявлением героизма или «спортивного интереса» — сама жизнь заставляла становиться и трактористом, и бульдозеристом, и т.д.
На Вуктыле с началом строительства, во время пусков, конечно, пришлось хлебнуть. Многое осваивал «с нуля». И я благодарен специалистам, простым механизаторам, водителям, обучавшим меня, когда позволяло время. И это было нормально, без напряжения, так сказать, по ходу дела. На многих видах техники довелось поработать. Бывало, подменял механизатора или водителя.

5.jpg

А случай, о котором вы говорите, был труден тем, что вдольтрассового проезда тогда не было. И если зимой болота замерзшие, их можно проехать довольно легко, то летом или в осенне-весенний период болотная хлябь добавляла экстрима. Да, однажды мы попали в такую ситуацию, когда нужно было от Самоцветного до Вуктыла ехать 100 километров через незамерзшие болота. Пару раз «нырнули» в речку Вуктыл — там было несколько глубоких ям, но доехали!

— В 31 год Вас уже наградили медалью «За трудовую доблесть». Расскажите об этой награде. Она самая значимая для Вас?
— Трудно сказать, что она самая значимая. Она — первая, и связана со строительством газопровода Пунга-Ухта-Грязовец. Причем это был первый в отечественной и мировой практике газопровод из труб диаметром 1420 мм. Шел он из Тюменской области через Вуктыл, где строился цех. Эти стройки велись очень трудно, в условиях полного бездорожья, через перевалы Уральских гор, через тайгу и болота. Ничего не было на этом пути освоено. Строители были настроены любой ценой заработать. Поэтому за ними нужен был глаз да глаз. А такого, как сейчас, технического надзора не было. Строительный контроль осуществляли наши эксплуатационные службы. Люди трудились и день, и ночь. Понятно, что такая награда была вручена не одному мне. А награждены мы были по результатам той кропотливой работы. Конечно, эта награда мне очень дорога. Потом были и другие стройки, и другие награды, но эта — первая!

— Считаете ли, что вытянули в жизни «счастливый билет», выбрав профессию инженера? И в чем оно — «инженерное счастье»?
— Даже не знаю, что вам сказать об инженерном счастье. Жизнь — она вещь полосатая, и все в ней было. А «инженерное счастье» я понимаю так: это когда твоя идея во что-то реальное воплотилась и дала результат, когда новый объект после стольких хлопот и трудов заработал, и когда уставший возвращаешься с работы, но счастлив от того, что день не прошел даром. Я думаю, что это самое главное!
Вот что касается нашего предприятия, то часть того о чем не я один, а, может, даже несколько поколений инженеров мечтали, воплощено в жизнь. И люди, наверное, довольны!

7.jpg

В диспетчерской Сосногорского ЛПУМГ

Во-первых, «Севергазпром» первый из ДО ОАО «Газпром» разработал и начал реализовывать «Комплексную программу реконструкции ГТС», которая была принята 2001 году. Ведь это сейчас реконструкция — как что-то само собой разумеющееся.

А в то время об этом и не помышляли. Знали только новое строительство и капитальный ремонт. Только через несколько лет ОАО «Газпром» разработал уже свою «Программу реконструкции».

Во-вторых, мы реализовали серьезнейший проект по автоматизации, верхний уровень которой выполнялся фирмой AEG, а нижний уровень НИИИС (г. Нижний Новгород). Он был одобрен Газпромом, который нам выделил финансовые средства. И мы впервые в Газпроме внедрили систему SCADA, полностью на 100% автоматизировали и телемеханизировали наши газопроводы, ГРС и компрессорные станции. Проект чрезвычайно серьезный. Попахать пришлось всем: и КИВЦу, и производственным отделам, и администрации.

Третье наше серьезное достижение — это реализованный за последние годы такой важнейший проект, как цифровая радиорелейная линия «Ухта-Торжок». Мы замкнули, в принципе, «цифру» с Тюменской области, а сейчас и с Ямала — на Москву. Поэтому мы обеспечили себя всеми возможностями оперативной передачи данных посредством технологической связи на обозримую перспективу. На ближайшие 5-7 лет об этом можно не беспокоиться. Есть резерв и по связи, и по передаче данных, и по инфраструктуре IT, и по инфраструктуре АСУ.
Наше огромное достижение и строительство вдольтрассовых проездов. Кстати, и цифровая РРЛ, и телемеханика, и вдольтрассовые проезды по всей трассе существующих сегодня газопроводов — это была моя мечта. Потому что непосредственно на производстве я понял, сколько усилий прикладывают люди, сколько ломается техники, сколько затрат уходит на то, чтобы из одной точки трассы в другую что-то доставить и оперативно прибыть на место. И как это много значит — иметь надежную связь, иметь возможность дистанционно управлять, за 1000 километров перебрасывать любую информацию, даже организовывать видеоконференцсвязь!

Поэтому на Вуктыле мы сразу начали заниматься вдольтрассовым проездом. Нам удалось включить и в проект СРТО-Торжок строительство вдольтрассового проезда. Проект этот уже состоялся. Он принес серьезные плоды! Сегодня даже стройка в этом коридоре с использованием вдольтрассового проезда, во-первых, наименее затратна, а во-вторых по скорости она идет в два раза быстрее, чем в другом месте, потому что — всесезонна.

Наличие вдольтрассового проезда позволяет строителям вести работы просто моментально. А мы — эксплуатационники — без него уже просто работать не можем. Мы начинаем забывать о вездеходной технике, меньше использовать вертолеты. Мы оперативно можем в любую точку, без больших затрат, на колесах доставить любой технологический груз и оперативно обслужить газопровод.

На СМГ Бованенково-Ухта тоже, надеюсь, строительство вдольтрассового проезда будет реализовано. Есть уже отдельное решение по вдольтрассовому проезду на полуострове Ямал. Я считаю, что в свое время было принято ошибочное решение о том, чтобы в части оптимизации общего проекта не строить здесь вдольтрассовый проезд. Но сегодня положительное решение Газпрома есть. Необходимо добиться реализации строительства здесь вдольтрассового проезда.

6.jpg

Первый стык «СМГ Бованенково-Ухта»

Важнейшие достижения — это и все проекты ОАО «Газпром», которые у нас реализовывались, начиная с самых первых: Вуктыл-Ухта, Ухта-Торжок, когда шло становление предприятия. Это и Пунга-Ухта-Грязовец, и СРТО-Торжок, проект реконструкции газопереработки на СГПЗ, это и СЕГ, и газопровод Починки-Грязовец, это и Бованенково-Ухта! Безусловно, без коллектива, который здесь издавна формировался, достичь таких результатов было бы невозможно!
Достижением считаю и то, что мы и в организационном плане не сидели «сложа руки». Реорганизовывали, и не только «сверху», но и на уровне предприятия. Жизнь заставляла нас создавать новые службы, отделы и даже филиалы.

В настоящее время, с учетом уровня автоматизации наших объектов, инженерии, возможностей связи, имеющихся вдольтрассовых проездов, реализации инвестиционных проектов, по расширению и реконструкции, по масштабности и работоспособности коллектива, наша газотранспортная система превратилась в законченный серьезнейший производственный комплекс, возможно, самый достойный на Северо-западе РФ!

— Каким видите труд инженера в нашем коллективе в будущем?
— Инженер — это творец! Был раньше лозунг «Твори, выдумывай, пробуй!» Считаю, что он и сегодня актуален. Сейчас труд инженера сильно меняется. Давно ли мы с вами сели за компьютеры. Но сумели догнать Запад, освоить современную технику и кое-где даже превзойти западных коллег. Это кардинально поменяло работу специалистов, администрации и даже рабочих у нас на предприятии.
Надеюсь, в ближайшем будущем будут внедряться уже более интеллектуальные системы, появятся новые направления, повысится уровень их надежности.
У нас высокий уровень автоматизации. Но несовершенство программных продуктов все еще довлеет над нами. Поэтому изжить это — задача тех, кто идет за нами, это задача инженеров и программистов в чисто практическом плане. На всех наших объектах все большее значение приобретают специалисты АСУ, IT и энергетики. Их роль в дальнейшем будет только возрастать, и это нам надо осознавать.

8.jpg

А.Я. Яковлев в центральном офисе ООО «Газпром трансгаз Ухта»

Что пожелать в дальнейшем нашим инженерам? Надо сберечь и творчески переработать то, чего удалось достичь. Пойти дальше, на следующий уровень развития техники. И еще: мы в личном плане все больше отдаляемся друг от друга. Поэтому пожелал бы инженерам не терять связь друг с другом. Общение приносит замечательные плоды, в том числе и в инженерном творчестве! Так что творите, выдумывайте, пробуйте! И успехов вам в этом!

Беседовала Л. Рубцова,
фото Е. Жданова, Е. Васильевой
и из архива.


Читайте также

технологии прогресса

Время перспектив

Время перспектив

На карте Республики Коми есть немало объектов, о которых говорят «уникальный», «исключительный», «первый». Особое место в этом ряду занимает Сосногорский газоперерабатывающий завод.
29 января 2014

Наши люди

Persona Grata

Persona Grata

Интервью с Анатолием Захаровым, генеральным директором ООО «Газпром Трансгаз Ухта».

17 сентября 2013

Экономика

Минпром Коми ожидает насыщенный год

Минпром Коми ожидает насыщенный год

Министр развития промышленности и транспорта Республики Коми Андрей Самоделкин рассказал Комиинформу о значимых событиях в отрасли и обозначил планы на перспективу

29 декабря 2012