Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №40 | Рубрика событие
Статья представлена Межрегиональная Компания «Белкомур», ОАО

12:28 | 20 ноября 2013

Проект развития Севера

Теги: белкомур | форум | север | проект |

1(1).jpg

Идея объединить Архангельск, Сыктывкар и Пермь железной дорогой впервые прозвучала почти век назад. Вновь об этом заговорили в 1995 году. Третья волна интереса пришлась на 2007 год, когда взять на себя затраты на реализацию проекта хотел Инвестиционный фонд РФ, но из-за кризиса 2008 года планы пришлось отменить. Вернулись к «Белкомуру» в 2011 с новым видением финансирования на основе государственно-частного партнерства. В очередной раз проект привлек к себе внимание на V Северном инвестиционном форуме.

Проект «Белкомур» предполагает строительство новой магистрали общей протяженностью 1161 км, из которых более 700 км — новое строительство, около 450 — реконструкция существующих участков пути. Мощность создаваемой линии — около 35 миллионов тонн грузов в год. Магистраль даст импульс развития промышленного комплекса Севера и защитит стратегические интересы Арктической зоны Российской Федерации. В результате реализации проекта стимулируется развитие промышленности и будет создано 28 тысяч рабочих мест. Общая стоимость проекта – около 180 миллиардов рублей. Предполагаемый срок строительства – пять лет. Таким образом, при запуске проекта в 2014 году, мы рассчитываем ввести магистраль в эксплуатацию уже в 2018-2019 году.

Тема форума «Освоение минеральных ресурсов Европейского Севера России» задала общий тон встрече и позволила участникам сфокусироваться на самых острых проблемах. Не удивительно, что красной нитью сквозь все доклады, посвященные развитию северных регионов, прошла необходимость расширения транспортной инфраструктуры. Высказался по этому поводу и гость форума заместитель министра природных ресурсов и экологии России — руководитель федерального агентства по недропользованию Валерий Пак: «У Коми, как и у многих северных территорий — огромный неиспользуемый потенциал. К примеру — по углю. Так, в России известных запасов угля — на 240 лет вперед. И если внутреннее потребление угля в России падает, он замещается газом, то последний прирост добычи угля в России почти на 100 процентов пошел на экспорт. Но когда мы говорим о добыче таких большеобъемных полезных ископаемых, необходима инфраструктура. Считаю, что решение вопроса в части строительства железной дороги («Белкомур»), о которой сегодня говорил Вячеслав Михайлович (Гайзер — Глава Коми), принципиально важно для освоения полезных ископаемых. Для освоения недр всегда нужен комплексный подход — от геологического изучения до использования продукции, а учитывая, что большинство полезных ископаемых находится на Севере, решение вопроса строительства инфраструктуры становится еще более актуальным».

Проект «Белкомур» может стать базовым элементом единой арктической транспортно-логистической системы страны, гармонично обеспечивающим повышение мобильности населения и бизнеса.

Осознание, что именно проект «Белкомур» может сделать доступными самые отдаленные регионы страны, ликвидировать инфраструктурные тупики, обеспечить доступ к ныне используемым сырьевым ресурсам, создать новый короткий транзитный путь, связывающий Урал и Сибирь с северными и северо-западными российскими портами и дать мощнейший толчок промышленному и инфраструктурному развитию Республики Коми, Пермского края, Архангельской и Мурманской областей пришло давно. Но лишь недавно в ходе работы III Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», проходившем 26 сентября в Салехарде, «Белкомур» заиграл новыми красками. «Для развития Арктической зоны России необходимо создание транспортной инфраструктуры. С этой точки зрения проект «Белкомур» полностью соответствует задачам, приоритетным направлениям развития и основным мероприятиям реализации государственной политики нашей страны в Арктике. Это касается стратегии развития Арктической зоны России, в целом, в том числе обеспечения национальной безопасности. Реализация проекта «Белкомур» в рамках развития единой Арктической транспортной системы Российской Федерации качественно усовершенствует транспортную инфраструктуру в регионах освоения арктического континентального шельфа, будет способствовать диверсификации основных маршрутов поставки углеводородов и минеральных удобрений на мировые рынки. А это, благодаря совершенствованию железнодорожной сети и грузовых портов, даст возможность увеличить и реструктуризировать объемы грузоперевозок по Северному морскому пути и обеспечит расширение пропускной способности действующих и создание новых железнодорожных линий. Очень важна и синхронизация проекта «Белкомур» с проектами развития Мурманского транспортного узла, Северного широтного хода, строительством порта Сабетта на Ямале и нового порта в Архангельске», — заявил Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер. Он также отметил, что руководством заинтересованных регионов и компаний сегодня проводится активная работа в этом направлении. Правительствами Республики Коми и Мурманской области создана совместная рабочая группа по синхронизации проектов, подписано соглашение о совместной деятельности между проектными компаниями МК «Белкомур» и УК «Мурманский транспортный узел», проводится совместная работа с РЖД и ведущими российскими институтами по формированию единой транспортной системы. Аналогичная работа начата между Республикой Коми и Ямало-Ненецким Автономным Округом. В настоящее время формируется состав рабочей группы по синхронизации реализуемых транспортных проектов.


2(1).jpg

— Вячеслав Гайзер —
Глава Республики Коми

Проект «Белкомур» получил максимальное развитие и дальнейшие шаги его реализации, согласно модели заключения концессионного соглашения, требуют решения о запуске проекта на уровне Правительства Российской Федерации. Уверен, что наши усилия будут по достоинству оценены и наша работа будет поддержана на высшем уровне включением в целевые программы развития СЗФО.


3.jpg

— Валерий Пак —
заместитель Министра природных ресурсов и экологии России —
руководитель федерального агентства по недропользованию

Сегодня в части добычи углеводородного сырья, которое является одной из основ промышленного и экспортного потенциала России, инфраструктурно больше развита западная Сибирь. И, хотя Коми уже играет значительную роль в освоении недр Российской Федерации, думаю, что в ближайшее время придет и, извините за тавтологию, время Республики Коми.


4.jpg

— Эльман Худазаров —
генеральный директор
ОАО Межрегиональная Компания «Белкомур»

Северные территории в развитии экономики и промышленности России играют одну из первых партий. И Северный инвестиционный форум, который я всегда старался посетить, отражает процесс развития Севера. Он затрагивает вопросы, касающиеся всех сфер жизни, и заостряет внимание не только на успехах, но и на проблемах, с которыми приходится сталкиваться всем нам — жителям не самых расположенных по отношению к человеку районов. Мы с вами стали свидетелями уже пятого по счету форума. Это говорит о важности, необходимости и пользе, которую приносит мероприятие. В этот раз организаторам удалось показать богатейший потенциал российского Севера, заложенный в его недрах и населении. И бизнес готов осваивать этот потенциал на свой страх и риск.

Но эффективность промышленников и мощь их предприятий напрямую зависит от транспортной составляющей. Именно поэтому вопрос о «Белкомуре» был так востребован.


Читайте также

правила игры

Нет предела совершенству

Нет предела совершенству

Руководители филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» по Республике Коми об итогах работы предприятия.
28 ноября 2013

событие

Новые горизонты

Новые горизонты

Руководитель ООО «Экозем кадастр» Александр Некрасов подводит итоги работы за прошедший год и делится впечатлениями от V Северного инвестиционного форума.

27 ноября 2013

событие

Мы пойдем на Север!

Мы пойдем на Север!

19-20 сентября 2013 года в Сыктывкаре состоялся V Северный инвестиционный форум. Основной темой стало освоение минеральных ресурсов Европейского Севера России.

18 ноября 2013