Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №21 | Рубрика тема номера

22:09 | 11 июля 2011

Прикосновение к детству

Теги: усинскгеонефть | майя ханова | директор школы | парма | усинский район | владимир безрук |

Майя ХановаУчительская профессия — очень необычная, считает директор школы п.Парма Усинского района Майя Ханова. Необычность эта состоит в том, что для любого ученика, которого воспитывает учитель, он должен выглядеть «идеальным человеком». Это сложно, но эту роль каждый педагог должен сыграть. Потом она станет его сутью, но на каком-то этапе он должен принять ее, «влюбив» в себя ребенка.

Выбор моей профессии был предопределен. В школах преподавали моя тетя и старшая сестра. Так что, можно сказать, что я пошла по их стопам, когда из родного Ижемского района отправилась сдавать вступительные экзамены на филологический факультет Коми пединститута. После его окончания, в 1989-ом, по распределению приехала в Усинск.

Я ехала в этот северный город «в белый свет, как в копеечку». Как и многие-многие усинцы. Здесь всегда хорошо встречали. Таксист, забиравший меня из аэропорта, узнав, что я приехала впервые, целый день катал по Усинску, рассказывал городские истории. В небольшую школу в поселке Парма я пришла учителем русского языка и литературы и работаю здесь вот уже более 20 лет. Занимается у нас всего 108 школьников, по 7-15 ребят в классе — практически это индивидуальное обучение. Именно такой, на мой взгляд, школа и должна быть.

В чем специфика, своеобразие отношения учителя к ребенку? Дело в том, что любовь взрослого человека к ребенку — это чувство вообще нормальное и естественное. И поэтому, когда говорят о том, что учителю нужно любить ребенка, это смешно: ребенка нужно любить каждому человеку, не только маме и папе. А какое же чувство должно быть у учителя к ребенку? Я отвечу так: чувство интереса. Не для каждого обычного человека далеко не каждый ребенок может быть интересен. А вот для учителя каждый школьник, который находится в сфере его влияния, должен быть любопытен. Меня, как директора, живо интересует каждый маленький человечек, переступивший 1 сентября порог нашей школы. Я каждого знаю по имени, знаю, у кого какая ситуация в семье… И мне думается, что вот это неравнодушное отношение и есть учительская любовь к ребенку. Я бы не сказала, что дети сегодня другие. Дети всегда другие… И всегда одинаковые. Также дурачатся на переменах, также требуют внимания и доброго отношения, не приемлют грубости... Это скорее мы, взрослые, меняемся с годами. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил так: «Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помните, что мы их не знаем». Именно так и нужно относиться к своим ученикам.

В наши дни любой школьник в доли секунды может получить нужную ему информацию. Для этого ему нужно лишь включить компьютер. Что же нового может дать ребенку учитель? Наша задача — научить его эту информацию получать, и, конечно, — научить общению. На мой взгляд, именно живое общение учителя и ребенка становится сегодня самым важным элементом в образовании. Школьник проводит на занятиях по 6-7 часов каждый день. С каким настроением он приходит в класс, как взаимодействует с одноклассниками и учителями — это очень важно. Я занимаюсь нейролингвистическим программированием, одна из основных идей этой науки заключается в том, что получаемые человеком знания накладываются на его душевное состояние. То есть если ребенок спокоен и сосредоточен, его не отвлекают мысли о проблемах в семье или школе, то он будет и более успешен в обучении.

Главное богатство, которое досталось мне от предыдущих руководителей учебного заведения – это дружба с компанией ОАО «Усинскгеонефть». Школа в поселке Парма и нефтеразведочное предприятие — почти ровесники, мы взаимодействуем не первый десяток лет. Можно долго перечислять добрые дела, которые делала для нас компания и ее генеральный директор Владимир Безрук: это и оплата путевок для учащихся, и приобретение учебных пособий, и ремонтные работы…

Но главное даже не в этом… Главное, что каждый учитель и каждый ученик нашей школы уверен — нас никогда не оставят один на один с бедой. Когда у тебя такой тыл — ничего не страшно.

Я не беспокою Владимира Антоновича по мелочам, обращаюсь за помощью, если вижу — сами точно не справимся. И знаю — отказа не будет. Многие из наших выпускников сегодня работают в компании — и это радует. Значит, живая связь учебного заведения и предприятия не угаснет. Профессия учителя удивительна. Это постоянное общение, это живые результаты твоей работы — в оценках, в успехах, в улыбках ребят. Жизнь в школе, с детьми, каждодневное прикосновение к детству приносят мне много радости. Это то, что никакая другая профессия мне бы безусловно не дала.