Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №24 | Рубрика тема номера

22:09 | 11 июля 2011

Правила игры

Жизнь есть жизнь. Каждый начальник «рулит» как умеет, либо руководствуясь общей традицией, либо прислушиваясь только к самому себе. 

Правила игрыБольшинство компаний устанавливает свой график рабочего дня сотрудников. И лишь единицы принимают во внимание тот факт, что индивидуальная продуктивность во многом зависит от суточной нормы сна и особенностей биоритмов организма. В результате сложилась парадоксальная ситуация. По данным специалистов, самыми многочисленными среди людей являются совы — они составляют 40% населения Земли, лишь 20-25% приходится на долю жаворонков и, наконец, 30-35% составляют голуби.

Однако общество принуждает всех жить по своему четкому графику. Обычно это ранний утренний подъем и активная трудовая деятельность до шести вечера. Этот график идеально подходит лишь жаворонкам, то есть меньшинству. В США, к примеру, для защиты прав сов и полуночников даже создана специальная организация — Nocturnal Society (Общество любителей ночи). Ее основатели утверждают, что именно «дети ночи» спасли в древние времена человечество от уничтожения. Совы бодрствовали по ночам, поддерживая огонь в костре и не подпуская близко хищников.

Сейчас же традиционная судьба сов — страдать от недосыпания. А это сказывается на их производительности труда и здоровье. Исследования немецкого профессора Юргена Цалли показывают: у тех, кто высыпается и приходит на работу в бодром расположении духа, в два раза больше шансов преуспеть. Между тем известно, что подавляющая часть тружеников планеты постоянно не высыпается, и это приводит к низкой производительности труда, к несчастным случаям на производстве. Убытки только американской экономики от недосыпа работников ежегодно составляют 18 млрд долларов!

Тем не менее мир упорно продолжает жить по графику жаворонков: работа в офисах начинается в девять утра и заканчивается в пять-шесть вечера. Продвинутые специалисты считают, что подобное расписание работы устарело: мировая экономика функционирует 24 часа в сутки, а использование современных технологий все-таки вынудило многих отказаться от традиционного рабочего расписания.

В России таких фирм пока единицы. График работы предприятия в основном зависит от сферы деятельности, но и среди традиционно более свободных «творческих» компаний немного таких, которые готовы учитывать интересы сотрудников в этом вопросе. На крупных же производственных предприятиях почти всегда сложно учитывать «какие-то там» особенности человеческого организма. Действует сменный режим, который расписывается на год вперед, и весь штат проходит через дневные и ночные смены. При этом 70% работающих в ночную смену недосыпают. Другое дело — офис. Здесь сотрудникам иногда дают некоторые послабления. Рабочий день установлен с девяти до шести, но большинство руководителей любят, когда отделы покрывают как можно больше рабочего времени. Одни приходят в 7-8 утра и уходят пораньше. Другие приходят в 10-11 и дольше задерживаются. Таким образом, с раннего утра и до позднего вечера в офисе кто-нибудь есть.

Приятное исключение для тех, кто не может подладиться к жесткому ритму, — рекламные агентства и творческие организации, где во главе угла стоит творческий потенциал работников. Понятно, что от сонного человека трудно добиться блестящих идей. Поэтому график работы здесь более гибкий. В такого рода структурах нередко можно найти начальников, которые говорят: «Мы всегда за то, чтобы человеку было комфортно работать. Если сотрудник выложился, то, какой бы он ни был талантливый, ему необходимо время на восстановление. В большинстве случаев график работы у нас зависит от конкретных проектов и может быть достаточно гибким». Творческие работники чаще всего начинают рабочий день позже, но и трудятся до глубокой ночи. Многие из них считают себя ярко выраженными совами. Но у потворства директоров есть и обратная сторона. Когда проект закрывается, многие его участники, привыкнув «бдеть» по ночам, не могут найти постоянной работы с похожим графиком.

Впрочем, некоторые специалисты считают, что российский бизнес зачастую больше ориентируется на расписание сов, чем жаворонков. На Западе основная часть работы делается в 8-9 утра. У нас же деловые переговоры начинаются часто в три часа дня. По мнению специалистов, каким бы ни был график рабочего дня компании, сотрудники обязаны отрабатывать полный рабочий день и соблюдать трудовую дисциплину: обязательный восьмичасовой рабочий день существует для всех. Неумение правильно выстроить свой график сплошь и рядом бывает наказуемо. Нарушители трудовой дисциплины должны в случае опоздания или раннего ухода с работы писать начальству объяснительные записки. Их постоянно предупреждают о служебном несоответствии, удерживают деньги из зарплаты. В среднем в месяц пять из 250 сотрудников крупных офисов в России безжалостно подвергаются этому наказанию.

Знаменитые совы и жаворонки 

Привила игрыИстория сохранила для нас много примеров разных ритмов работоспособности: Бальзак часто работал ночи напролет, Моцарт творил и днем, и ночью и, как известно, знаменитую увертюру к «Дон-Жуану» написал за одну ночь, не ложась спать. Ночью работали Менделеев и другие ученые. В ясные утренние часы предпочитал творить Бертольд Брехт. Лев Толстой обычно работал с 9 до 14 и час-полтора вечером.

Наполеон Бонапарт спал очень мало: он ложился между 10 и 12 часами вечера и спал до 2 часов ночи. Затем вставал, работал до 5 утра. Вновь ложился и спал до 7 утра. Хорошо известно изречение великого императора: «Только дураки и инвалиды нуждаются в большом количестве сна». Другими «короткоспящими», которым требовалось не более 4-6 часов ночного сна, были политик Черчилль и изобретатель Эдисон: первый из них обычно работал до 3-4 часов утра, а в 8 снова был на ногах, хотя в то же время он никогда не отказывал себе в двух часах дневного сна, так называемой «сиесте».

Однако существуют и примеры «долгоспящих» гениев, среди которых знаменитый Альберт Эйнштейн. Изобретатель теории относительности проводил в постели часов 10 и говаривал, что именно во сне открыл важнейшие элементы упомянутой теории.

Интересен тот факт, как проводил свой послеполуденный отдых испанский художник Сальвадор Дали. Он дремал, сидя в кресле, держа чайную ложечку между большим и указательным пальцами правой руки. На полу перед ним лежал металлический поднос. Дали откидывался в кресле, прикрывал веки и расслаблялся, однако, как только наступала дремота, ложка падала на поднос и будила его. Такое состояние, промежуточное между сном и бодрствованием, так освежало художника, что он возвращался к своей работе отдохнувшим и полным энергии. {зн}