Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №29 | Рубрика тема номера

10:56 | 27 декабря 2011

Новый союз? фантомная боль...
или необходимость?

Теги: игорь валентинов |

СССР8 декабря 1991 года в Вискулях, что в белорусской Беловежской пуще, высшие должностные лица и главы правительств трех союзных республик подписали так называемое Беловежское соглашение. Преамбула документа, официальное имя которого «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», констатировала, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Ядерная сверхдержава, контролировавшая полмира и разговаривавшая на 225 языках и наречиях, перестала существовать. Прошло 20 лет. В год своеобразного юбилея на все лады обсуждают: что было в 90-х и как пролетели-пробежали-прогрохотали эти два десятка лет. Сегодня с самых высоких политических трибун звучат призывы в Новый Евразийский Союз…
{зн} предлагает задуматься о том, что может быть в будущем, и публикует некоторые идеи Игоря Валентинова. В своем программном письме* он обращается к тем читателям, кому еще не на все наплевать, кому частное еще не стало дороже Отчизны, и к тем, кто понимает, что мы не идем вперед, а скорее, сползаем назад, топчемся на месте и пытаемся не рухнуть...

*письмо публикуется с купюрами


Об авторе письма

Я не состою в существующих партиях, и я сегодня не вижу реальной политической силы, демонстрирующей честный и осмысленный путь к благополучию Народа и Страны.
Я не умнее, не честнее и не лучше вас.

Я взял слово, потому что мне стыдно молча наблюдать и ждать…

Это письмо — несколько страниц МОЕЙ правды и МОЕЙ надежды. Изложенные в нем мысли написаны и озвучены в 2006 году, за прошедшее время они получили подтверждение и, как мне кажется, понимание даже у отдельных представителей власти. Суть текста — бобщенная блуждающая в обществе Идея лучшего устройства и будущего Нашей страны; Идея, которая может стать Национальной для России и не только. Идея не является чем-то завершенным и статичным, это только каркас, на котором коллективными усилиями можно начинать строить что-то действительно важное и привлекательное для миллионов людей.

Новый союз

Большинство народов, составлявших бывшую Российскую империю и СССР, образуют единую цивилизацию – это объективная историческая реальность. Чтобы навсегда объединиться, нам, видимо, необходимо было разойтись. Попытка раздела не принесла счастья и благополучия абсолютному большинству граждан государств, ставших разрозненными. Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Украина, Киргизия, Таджикистан… Их будущее только в Новом объединении, Новом союзе, сначала в виде Конфедерации, а в ближайшем будущем — Федерации государств с единым экономическим пространством, единой валютой, общим Центральным правительством, Конституцией и системой границ. Начинать необходимо там, где еще остались воспоминания, вера и сознание, что наша сила в единстве — на территории бывшего СССР.

Зачем нам это нужно? Потому что мы изначально, со времен зарождения цивилизации, — одна МЕГАНАЦИЯ, и пришло время это осознать. В одиночку нам не выжить, так мы расположены и устроены. Более того, с высокой степенью вероятности отказ от единого экономического пространства и интеграции народов приведет к разрушению самой России. 
Важнейший постулат объединения: не может быть «старшего брата». Не может быть объединения ВОКРУГ России. Россия — только один из партнеров-инициаторов формирования Федерации. Кроме общей территории и народов, подготовленных историей для новой интеграции, его ничто не роднит с Российской империей и СССР. Официальная столица (место работы Союзного парламента и Правительства) обязана регулярно переезжать не только между столицами стран-участниц, но и просто между крупными культурными и промышленными центрами этих стран.

Политическая система государства

Нам придется перешагнуть через существующую мишуру терминов и определений, дистанцироваться от сложившихся стереотипов: рынок- не рынок, социализм-капитализм, тоталитаризм-либерализм… Давно пора понять: ни социализм, ни капитализм, ни монархия во всех их вариациях не подходят нашей стране, да и Миру, который нас окружает в его сегодняшних реалиях. Только в будущем длительный и трудный процесс рождения Нового Союза способен сформировать новое мировоззрение, систему ценностей, приоритетов и идеалов. Пусть ее классифицируют и называют потомки – те, кто будет менее зависим от множественных ностальгий, привычек или аллюзий, присущих нам. Мы должны начать строить! И давайте начнем думать о приоритете общечеловеческих и моральных ценностей, о достойной совместной жизни для всех наших народов. Возможно, это многое упростит…

Правящая идеология

В том, что идея должна править, нет ничего недемократичного. Потеря идеологии в виде сгустка представлений о мире, о путях развития, о человеке и обществе родила тот «букет» болезней, которым мы обладаем сегодня. Осмыслив прошлое и оценив наш путь, нельзя не прийти к мысли, что Эта Страна (Страны) не сможет нормально развиваться, пока у активной части населения не будет единой идеологии, направляющего посыла, призванного придать броуновскому движению общества единый вектор.

Увы, правящей идеологии у нас сегодня нет, не является идеологией призыв жить лучше, а вот сверхзадача создания (возрождения) Нового Союза вполне может стать эффективной Идеей для нескольких поколений.

В качестве основы объединения, централизации и управления должна стать демократия. Потому что пока человечество не придумало ничего правильнее этого строя. Хотя, соглашусь, именно демократическое поле дало жизнь столпотворению партий, которые вместо борьбы за интересы населения в течение десятилетий «борются» друг с другом за блага «руководящей роли», дискредитируя саму демократическую идею, институт выборов, многопартийную систему в целом.

По форме устройства Новый союз должен быть, в начале становления, конфедерацией государств; по форме правления – президентской или парламентской республикой. Одной из главных целей должно стать создание либерального гражданского общества, в котором человеческие ценности стоят во главе государственной политики, где ценится уважение к любому труду как первооснове процветания страны, где уровень жизни каждого гражданина пропорционален социально-общественному значению его труда. Общества, в котором будет действовать жесткий контроль над правилами рыночной конкуренции и противодействие внеправовому (аморальному) социальному расслоению.

Во внешней политике Новый союз должен ориентироваться на неприятие идеи мирового господства как самоубийственной и преступной; на неприемлемость войны. Преимуществом Нового союза перед Евросоюзом и США может стать начало реальной мирной интеграции с «третьим миром». Нам не надо ждать, пока страны «третьего мира» разбогатеют и цивилизуются, мы должны объединить с ними усилия и развиваться вместе.

Экономика

Нашу экономику сегодня нельзя назвать ни плановой, ни рыночной. Полностью свободной рыночной экономики в России, как и в любом из государств будущего Союза, не создать. Причины очевидны: по природным факторам, по доле энергоносителей и капитальных сооружений в производстве и социальной сфере, по степени развития, по состоянию общества — мы значительно уступаем Западу и даже Юго-Восточной Азии, и, как следствие, не конкурентоспособны. Наши валовые накладные расходы всегда будут выше, чем в США, Европе и Японии, и просто катастрофически выше в сравнении со странами Юго-Восточной Азии. Можно даже подвести черту: нерентабельность — наша общая союзная черта.
Но это не трагедия, есть масса примеров успешных экономических систем, функционирующих в сходных условиях. Та же Япония, где только четверть компаний способны бороться с зарубежными конкурентами на равных и не рискуют мгновенно обанкротиться, остальные существуют исключительно благодаря опеке государства в разных формах, от прямых субсидий до таможенных ограничений, предохраняющих японский рынок от засилья иностранной продукции. А сельское хозяйство Японии и вовсе существует вопреки законам «здравого смысла» — ни одного конкурентоспособного товара в продуктовом секторе японцы не производят, как в основе своей и мы. Следовательно, есть прецеденты и, следовательно, есть пути.

Что за экономическую систему мы создали в России? Структуру государственно-олигархического капитализма в его самом худшем виде, когда в тени работает уже само государство в лице армии чиновников, менеджеров госкорпораций и банков, которые умело используют экономику страны для решения собственных финансовых, политических и прочих задач. Заметьте, уже почти никто из граждан, особенно молодежь(!), не считает государство своим. С «государством» можно сосуществовать, мириться, бороться, обманывать, продавать, так как оно — это не Мы. Население страны уже давно живет само по себе, выживая как умеет, «государством» стал некий новый класс: чиновников, налоговиков, финансистов и служащих всех мастей, активно противостоящий населению, вернее, его интересам.

Главный принцип союзной экономической модели должен звучать: «Беречь своего, родного союзного конкурента». Не классическая, свободная конкуренция, а лоббирование и финансирование конкурентоспособных индустриальных и научных программ, нацеленных на передовые рубежи новых технологий.

Назовем то, что нам подходит, либерально-регулируемым рынком или государственной поддержкой рыночного сектора. Суть не изменится. Сугубо рыночный, свободный от участия государства, подъем конкурентоспособных в мире отраслей — это путь в никуда. Их доля в нашей экономике безнадежно мала для нашего населения и пространства. И никто не станет давать нам фору в этой гонке. Мы должны сказать «да» — перераспределению прибыли через государственную политику, «да» — перекачке минерально-сырьевых долларов в наукоемкие и индустриальные направления; «да» жесткой позиции на мировом рынке сырья и энергоресурсов. Без этого нам гарантировано только назревание социальных, территориальных и иных противоречий.

Сегодня важнейшая, наконец-то осознанная, проблема российской экономики — как конвертировать газо- и нефтедоллары в доходы от высоких технологий, как из «России сырьевой» сделать «Россию технологическую». Ответ на поверхности, и он как будто реализуется — нужно инвестировать сверхдоходы от углеводородов в индустриальные и научно-прикладные программы. Инновации реализуются…? Или только создается «туманная» видимость этого процесса, в которой легко и просто «увести» нужные средства в нужном направлении? Пора провести конкурсный отбор приоритетных направлений промышленности и науки и провести его открыто, с широкой дискуссией в научных кругах.
Где взять дополнительные средства? Мне кажется, их уже нашли…, у тех компаний и лиц, которые получили их благодаря несовершенству процедур переходного периода, когда общенародное достояние попало в карманы отдельных граждан. Не надо называть это переделом собственности или национализацией. Этот процесс можно и нужно продолжить совершенно легитимно в рамках существующего законодательства. Пора пристально заглянуть и в бюджеты крупнейших государственных корпораций и банков, все ли их расходы направлены на благо Государства=Народа…? Это не любимое наше «отобрать и разделить». Это — вернуть Стране (Гражданам) свое, в виде целевых «инновационных» налогов на сверхприбыли, недропользование, таможенных сборов и акцизов.

Не менее актуальны назревшие изменения и в финансовой сфере. Невозможно не видеть, как существующая банковская система обворовывает реальный сектор экономики и население, естественно под «чутким контролем». Зачем формировать сверхприбыли у крупнейших банков, контрольные пакеты которых принадлежат государству…? Мне думается, необходимо снять все основные ограничения в банковской сфере страны для иностранных банков, для которых и 7% годовой ставки очень неплохой доход... Это не простое, но по-настоящему рыночное и верное решение.

Ориентировав экономику на доллар или евро, мы поддерживаем финансовую систему Запада и не развиваем собственную. Имея достаточное обеспечение рубля золотовалютными резервами, необходимо параллельно с существованием национальных валют решить задачу внедрения единой Союзной валюты, изначально свободно конвертируемой и широко используемой в международных расчетах. Тогда инвестиционные возможности Союза увеличатся, и мы вернем себе еще один инструмент стимулирования собственного развития.

«Демократия — это когда два волка и ягненок голосуют насчет обеденного меню. Свобода — это когда хорошо вооруженный ягненок оспаривает результат такого голосования.…»

Бенджамин Франклин, 
один из основателей США

Государственное управление и властные структуры

В России и других постсоветских странах мало вещей, которые нельзя купить. Но это происходит не потому, что мы более бесчестны, чем другие люди. Сложившаяся система сама по себе настолько бюрократична, законы настолько умышленно запутаны, что невозможно прожить без обхода правил.

Я убежден, победить коррупцию и сократить безудержный рост бюрократии мы можем, введя конкурсную систему назначения правительственных чиновников всех уровней, вплоть до премьер-министра. Обязательно без ограничений по гражданству и иным признакам. Разорвав при назначении чудовищную цепь связей (наши — не наши) родства, соседства, интересов и кланов, мы сможем получить ожидаемый эффект. Отмена льгот госчиновникам и депутатам, установление заработной платы управленческих кадров, пропорциональной средней по стране и региону, финансовая заинтересованность в уменьшении численности госаппарата, принудительная ротация среднего и низшего звеньев чиновников — все это может стать эффективными методами борьбы с коррупцией, бюрократизацией и клановостью.

Качество жизни и здравоохранение

Ежегодно Россия теряет более значительную долю граждан трудоспособного возраста. Главные причины (помимо демографических) — алкоголь, некачественные продукты питания, лекарственные препараты и вода. Запущенный маховик фальсификации продуктов питания и лекарств, с целью извлечения прибыли, должен быть остановлен немедленно и навсегда. Предлагаю обязать в законодательном порядке часть средств СМИ, получаемых от рекламы, направлять на обязательную независимую (строго зарубежную) проверку качества рекламируемых товаров, с размещением результатов этой экспертизы в тех же СМИ.

Здравоохранение должно быть многоплановым: от государственного (страховые медицинские фонды) до частного, с внедрением института семейных докторов, господдержки крупных больниц широкого профиля и сети самоокупающихся небольших, но качественно оснащенных узкоспециализированных клиник.

Судебная система и право-охранительные органы

Рискну внести чрезвычайно спорный, но действенный фактор в отношения Гражданина и Системы: дать дееспособным, несудимым, соответственно подготовленным и обученным гражданам право на владение и ношение личного оружия. Для отслуживших срочную службу разрешение выдается по их желанию, автоматически, по примеру мирной и цивилизованной Швейцарии, где еще недавно каждый пригодный к службе гражданин после обучения был обязан держать дома свое личное боевое оружие в соответствие с нормами безопасности. Я не приемлю никаких аргументов о том, что наш народ «рылом не вышел» и не подходит по менталитету и что мы перестреляем друг друга, а оружие попадет в криминальные круги, эти аргументы не соответствуют мировой практике и порождены страхом власти перед своим народом, страхом, что «быдло» приобретает те права, которые они присвоили только себе. Простая статистика США и других стран свидетельствует об обратном. Оружие в руках гражданина — сильнейший стабилизирующий фактор государственной, правоохранительной и властной системы, человек, которому доверено оружие, ведет себя совсем иначе. Он уважает себя, свою власть, свое Государство и при этом знает, что он не беззащитен. Даже простое осознание факта, что у каждого добропорядочного гражданина может быть дома автомат, а в кобуре — пистолет, сделает грандиозный прорыв в снижении преступности, направленной против личности и терроризма. И, пожалуй, радикально изменит «тональность» отношений между Гражданами, Властью и силовиками, призванными обеспечивать порядок.