Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №21 | Рубрика тема номера

22:09 | 11 июля 2011

«Не бывает бывших учителей»

Теги: сыктывкар | римма куликова | школа 12 |

Римма Куликова Бориса Пастернака в его записных книжках есть одна удивительная мысль: «Мы все стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить». Учительская профессия — поразительна по своей природе, ведь педагогам предоставлен этот случай любить в той степени, в какой он не представлен никому. Один из старейших учителей сыктывкарской школы №12 Римма Васильевна Куликова считает, что воспользоваться им в полной мере ей помог не только профессионализм, но и человеческие качества.


Мое знакомство с сыктывкарской школой №12 началось в детские годы. Папа занимал партийную должность — его часто переводили из одного района республики в другой — и в 1955-ом мы переехали из Койгородка в Сыктывкар. Я тогда училась в 7-ом классе. Наш деревянный дом стоял рядом со зданием школы, позже его снесли, освободив место для пристройки к школе. Вся жизнь этого учебного заведения проходила перед окнами моей комнаты. С первых дней в Сыктывкаре я знала, что рано-рано утром директор школы Борис Иванович Захаров спешит на работу, что на переменках первоклашки выбегают на улицу поиграть, что уроки биологии проходят на большом пришкольном участке. Поэтому начало учебы в этой школе не стало для меня чем-то неожиданным.
Римма Куликова (вторая слева в нижнем ряду)История школы №12 началась задолго до того, как было построено двухэтажное здание на пересечении улиц Интернациональная и Куратова. К 1930-х в Коми началась подготовка к исполнению плана о всеобщем неполном среднем образовании. Нужны были школьные здания. Нужны педагоги. Строительство школы №12 на 280 ученических мест началось в 1936 году. Это было первое типовое школьное здание, построенное при Советской власти. По тому времени это был дворец, хотя во дворце, кроме 12 классных комнат ничего не было. Вход в здание располагался со стороны улицы Интернациональной, сегодня здесь размещается музей. В 1955-ом школа №12 получила статус смешанной, до этого здесь учили только мальчиков. С первых дней учебы любимым предметом Риммы Куликовой стала биология. Впрочем, не она одна с нетерпением ждала уроков в школьном саду.
— Все мои одноклассники обожали Евстолию Никитичну Рочеву — настолько увлекательны были ее уроки, — говорит Римма Васильевна. — Что только не выращивали мы на пришкольном участке! Здесь росли кусты смородины и малины, яблони, тополя, овощные культуры. Ребята проводили свои исследования: как влияют удобрения на урожай моркови или томатов, каким способом можно добиться укрупнения ягод смородины… Эту наглядность, работу с живым материалом я всегда стремилась сохранить и в своей педагогической деятельности. Несомненно, на выбор моей профессии эти уроки оказали огромное влияние.
После окончания школы, по совету матери, Римма решила поступать в медицинский институт. Но правила приема в те годы требовали предварительной двухлетней отработки в медучреждении, и она устроилась в физиотерапевтический кабинет, располагавшийся на улице Ленина. — Я попала в очень хороший коллектив, — говорит Римма Васильевна. — Спустя несколько месяцев работы, уже не только приводила в порядок кабинеты, но и помогала медсестрам проводить физиопроцедуры. В 1959-ом в Сыктывкаре открылось гриппозное отделение при Республиканской больнице, и меня перевели туда. Одной из пациенток была девятилетняя девочка, больная раком лица. Не знаю почему, но она запала мне в душу. Спустя несколько дней я пришла на очередную смену и узнала, что она умерла. Я проплакала несколько дней, не могла остановиться. И тогда сказала маме: знаешь, я не смогу работать врачом, лучше пойду на биолога, там будет и моя любимая биология, и анатомией буду заниматься. Так я стала студенткой химико-биологического факультета Коми пединститута.
На 4-ом курсе Римма проходила практику в сыктывкарской школе №14, где познакомилась с преподавателем биологии Галиной Николаевной Бобиной, впоследствии сыгравшей важную роль в ее судьбе. А на 5-ом пришла в родную 12-ую. Директор школы Борис Иванович после окончания практики принял молодую учительницу на работу, а заодно и ее мужа — Авенира Куликова — выпускника историко-филологического факультета КГПИ.
1966 год, первый выпуск Риммы Куликовой— Мне повезло в том отношении, что когда я начинала свою педагогическую деятельность, в школах еще работали учителя, которые учили меня, — говорит Римма Васильевна. — Это были поразительные люди, наделенные колоссальной культурой, которую обычному человеку не так легко освоить за всю свою жизнь. Их культура передавалась кровью, генами, из поколения в поколение. Они были необыкновенные учителя, учителя-просветители. В школах тогда работал тот слой русской интеллигенции, о котором мы часто с ностальгией говорим. Они, наверное, не обладали профессионализмом в современном смысле этого слова, если под ним понимать владение педагогическими технологиями. Но они были крупные личности, как мой незабвенный учитель Борис Иванович Захаров. Помню, как он объяснял мне: добиться контакта с учеником можно только один на один, криком ничего не добьешься. Всегда ставь себя на место школьника, и тогда тебе многое в его поведении станет понятно. Эти советы я запомнила на всю жизнь. Они всегда мне помогали.
О том, как работал с дисциплиной директор школы №12 в Сыктывкаре ходили слухи. Главное заключалось в том, что никакого нажима, выговоров и вызовов родителей в школу практически не было. Борис Иванович почти не сидел в кабинете, он считал, что должен лично знать каждого ученика. Он всех называл по именам, с каждым хоть однажды беседовал о жизни, увлечениях, родителях и никогда — об учебе. Он располагал к себе детей, ничего им не обещая, но каким-то внутренним обаянием настраивая на добрые мысли и чувства. — Конечно, курьезные ситуации случались и случаются в любой школе, — рассуждает Римма Васильевна. — И в наши дни были сложные ребята… Но все же… Этого не было массово: один-два трудных подростка, но не так, как показывает школьную жизнь сериал «Школа». Каждое лето я одна отправлялась с целым классом в трудовой лагерь в село Ыб. И не боялась. Была уверена в ребятах. Хотя однажды поддалась уговорам сплавиться по реке на самодельном плоту, и мы попали в грозу. Но завершилось все благополучно. Я сегодня часто спрашиваю своих выпускников: хорошо ли вам училось в советской школе? не жалеете ли, что были октябрятами, пионерами?.. И все как один отвечают: было прекрасно!
Римма Куликова в окружении учениковРимма Васильевна Куликова отдала школе №12 тридцать один год жизни. За это время она получила множество званий: старший учитель, заслуженный учитель РК… Но высшей наградой для себя она считает Соресовский грант. Им награждали учителей, получивших по результатам анкетирования учеников, высшие оценки.
— Признание детей — вот самое большое счастье для любого учителя. Я не случайно не говорю о «любви к детям». Когда об этом часто говорит сам педагог, то есть в этом есть что-то нескромное. О нашей любви к детям пусть говорят сами дети. Мне кажется, что любовь педагога к школьнику иная, чем обычная любовь взрослого человека к ребенку.
Эта награда дала мне новые силы для работы, я год трудилась как одержимая… А потом пошел спад: не радовали ни уроки, ни результаты… Я поняла: пора уходить. Конечно, было безумно жаль оставлять работу. Но выбор был сделан: в 55 я ушла на пенсию.
А потом была случайная встреча с Галиной Николаевной Бобиной, которая, пожурив за безделье, отдала Римме Васильевне свои вечерние уроки в женской гимназии — тогда гимназистки учились во вторую смену в школе №14. И снова были тетради, практические занятия, мел на пальцах… Позже женская гимназия переехала в собственное здание на перекрестке улиц Советской и Пушкина, здесь Римма Васильевна преподавала еще 12 лет.
— Прожив в педагогике долгую жизнь, я поняла, что учитель — не столько призвание, не столько талант, одаренность, сколько — судьба, — говорит Римма Васильевна. — Одному человеку эта судьба дана, другому нет. Наверное, в этой судьбе многое можно объяснить, но что-то в ней все равно остается недоговоренным. Бывших учителей не бывает. Мы всегда незримо остаемся рядом со своими учениками.


Читайте также

Истории

Дом с привидениями

Дом с привидениями

Со старинным каменным домом по улице Советской, 25 связано немало загадочных историй. Людская молва гласит, что здесь иногда происходят события, объяснение которым трудно найти.

9 декабря 2014

я/город

Галина Кириллова/Сыктывкар

Галина Кириллова/Сыктывкар

Галина Кириллова о своем городе
8 августа 2014

Истории

Зырянский Париж 100 лет назад

Зырянский Париж 100 лет назад

Сыктывкарцы не раз предлагали властям установить в местечке Париж арт-объект, ассоциированный с Францией. Один из жителей улицы Восточная даже возвел на своем приусадебном участке макет Эйфелевой башни около метра высотой. 
23 июля 2014