Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Что делать» №23 | Рубрика hand made

09:00 | 7 мая 2015

Морская болезнь

Русские корабли — самые красивые. Стройные и ухоженные… Их среди прочих всегда можно узнать, — считает большой мастер и патриот Владимир Николаевич Гурьев, всю жизнь создающий модели судов отечественного флота.

5667.jpg

У мастера очень добрые, бесхитростные глаза и душа, многие годы занятая любимым делом. Хоть и называет Владимир Николаевич судомоделизм болезнью, чувствуется, что этот недуг ему приятен и всякий раз придает сил. Не так уж много тех, кто увлекается чем-то с детства и на всю жизнь, но у Гурьева вышло именно так. «В классе седьмом уроки труда у нас в школе вел отставной моряк. Собрал он мальчишек — мол, кто хочет делать модели кораблей? Я как откликнулся, так и страстно увлечен до сих пор, — улыбается мастер. — Учитель дал основы, а я уже продолжил хоть и медленно, но совершенствовать мастерство: искал книги, читал, в музее пристально модели разглядывал, изучал фотографии. В советское время любую информацию о корабле найти было не просто, особенно остро проблема с чертежами стояла — все засекречено. Абстрактную-то модель делать никогда не хочется, нужен высокий уровень деталировки. Вот и приходилось уточнять ее по крупицам — из доступных журналов и газет. Вообще же настоящие моделисты всегда работали (и работают) в архивах.»

ггг.jpg

С тех давних пор и информация стала куда доступнее, и технологии кардинально изменились. Если раньше основным материалом служила обыкновенная деревянная рейка, обклеенная бумагой и затем окрашенная, то теперь вовсю используют стеклопластик. Инструмент стал совсем другой, и это тоже сыграло свою роль: когда под рукой и циркулярная пила, и современный токарный станок, работа спорится, а сроки создания модели уменьшаются. «Год, полтора, два — за это время нынче можно смоделировать корабль. Хотя есть и такой, который я с двадцати лет и до сих пор делаю. Начинается все с поиска материалов, потом чертежи, затем создаешь корпус. Работа тяжелая, кропотливая, — вздыхает
маэстро, — но в нее быстро окунаешься с головой. Бывало, придешь с работы, сядешь на кухне, начнешь и оторваться никак не можешь. Помню, когда в армии служил, безумно скучал по судомоделированию, все время представлял себе, как по возвращении снова этим делом займусь».

6аааа.jpg

Российские морские эпохи — от петровской до советской — встречаются и оживают в руках Владимира Гурьева. Есть шхуны, катера, подводная лодка (кстати, именно субмарины сыграли большую роль во время Великой Отечественной войны), но главное предпочтение он все же отдает добрым старым деревянным парусникам. «Парусные корабли готовятся по иной технологии. Сама традиция их моделирования — особенная. Моряки уходили в плавание, а в церкви ставили изображения корабля — так называемые «вотивы», существовали и адмиралтейские модели. Такие коллекции сохранились, например, в Санкт-Петербурге. Деревянные модели парусников в них — вершина судомодельного искусства. У меня из готовых есть фрегат «Святой Николай», в работе — бриг «Меркурий» (хотя его облик до конца не восстановлен), строю и 25-баночную галеру петровского времени…»
Все модели старого мастера — не только точная копия морского судна, но и деталь любого аристократического интерьера. «Возьмешь в руки и чувствуешь себя настоящим скульптором, — улыбается он. — Удивительно приятно смотреть на такую работу, как на произведение искусства.»

1173.jpg

Куратор проекта:
Александра Дьяконова