Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Что делать» №19 | Рубрика Наши люди

10:57 | 30 октября 2014

Крепко сшитые традиции

Древнее, архетипичное, имеющее глубокие корни и извлекающее из них самое важное — описать суть лоскутного шитья как искусства хочется именно так. Но только ли искусства? Наша героиня — Татьяна Тюпенко — называет это и потребностью души, и социальным явлением, и традицией, возвращающей к истинному.

krepko2.jpg

Татьяна Тюпенко

Еще четверть века назад лоскутное шитье в России и не воспринимали как факт искусства. Сшитые из кусочков ткани вещи были скорее суровой правдой жизни, необходимым рукоделием, в лучшем случае — хобби. По иному смотрели на это в США. Пэчворк (patchwork) как искусство здесь не только прекрасно знали, но и всячески продвигали, причем с давних времен. Татьяне Тюпенко повезло:
в 1993 году она гостила у друзей в Америке и побывала на выставке лоскутного шитья, где экспонировались работы ни много ни мало с 1875 года! «Меня спросили — чему бы хотелось научиться? А я как-то интуитивно вдруг вспомнила про бабушкины лоскутные одеяла и захотела поближе познакомиться с этим удивительным мастерством, — вспоминает Татьяна Ивановна. — Оно тронуло очень глубоко, я почувствовала какой-то генный толчок, что-то невидимое, но родное и доброе, зовущее и привязывающее. Была приглашена на курсы и неделю увлеченно старалась понять, что же это такое — лоскутное шитье».
Между тем предмет интереса имел свою богатую историю. Характерное в первую очередь для англоязычных стран, лоскутное шитье рассматривалось с точки зрения социальной занятости женщин, которые для общего дела объединялись в сообщества, активно развиваясь, требуя трафаретов, инструментов, новых возможностей.

krepko3.jpg
В России же лоскутная традиция искусствоведов не занимала. Возрождение древнего мастерства началось относительно недавно, но зато очень интенсивно — в разных городах проходят выставки и фестивали, где российские умельцы демонстрируют таланты, ничуть не уступающие заокеанским. Родилось множество шедевров — по-настоящему самобытных вещей.
Татьяна Тюпенко считает, что лоскутное шитье для нее — хобби, доставляющее радость и ей самой, и близким, потребность души, стремление к самореализации и совершенствованию. «Куда бы ни приехала, везде стараюсь ходить на выставки, знакомлюсь с технологиями, нахожу дополнительную информацию — вот за что спасибо Интернету! Участвую в ежегодном конкурсе «Мастер года», который проходит в Коми», — рассказывает она, добавляя, что с материалом для творчества перебоев нет: и в магазинах выбор огромен, да и дома целый шкаф тканей. А что до идей, то их всегда хватало, никогда не кончаются! Лоскутное шитье и в России стало, наконец, социальным явлением — появилось много специализированных курсов, конкурсов, выставок. А одна из отечественных фабрик даже в производстве стала ориентироваться на это направление. Лоскутные работы Тюпенко всегда носят прикладной характер: сумки, кошельки, покрывала, одеяла. Родное тепло в них заложено уже изначально. «Все мы уже устали от турецкого и китайского, стараемся вернуться к натуральному, естественному, к корням. Очень любят лоскутные одеяла дети — легко, приятно, интересно спать под такими, — рассуждает Татьяна Ивановна. — Более того, на одной из выставок врач-офтальмолог отметила, что лоскутное шитье — отличная тренировка для глаз, потому что мы едва ли не круглый год живем в серой зиме среди серых домов… Все замыслы будущих работ я сначала вынашиваю в голове, потом подбираю по цвету — процесс, кстати, не самый простой, — он требует фантазии и терпения. Ну, а потом — непосредственно шитье… Работы в основном дарю, под заказ не делаю. Если знаю, кому буду вручать — думаю о человеке во время шитья, если нет — уже готовую вещь ассоциирую с персоной».
Незаметно летит время, лоскут за лоскутом, шов за швом связывая поколения, объединенные семейными традициями — своеобразным узором вечности.