Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №19 | Рубрика Истории

09:20 | 2 мая 2010

История через объектив

Теги: платон кулаков | николай кулаков | фотография |

В 1839 году мир узнал об изобретении фотографии во Франции. Всего через год открылась фотостудия в Москве – первая в России. И только 56 лет спустя в 1895 году с этим чудом техники смогли познакомиться устьсысольцы. Первым фотографом, пожелавшим открыть в городе фотомастерскую, стал Платон Филитерович Кулаков.

Платон Филитерович Кулаков. г.Усть-Сысольск. Нач. ХХ в

Платон Филитерович Кулаков. г.Усть-Сысольск. Нач. ХХ в

В середине XIX века фотографические заведения появляются во многих уголках России, но в Усть-Сысольске профессия фотографа все еще относится к числу редких. Первым начал фотографировать устьсысольцев ссыльный поляк Станислав Кракув, но он был любителем. В дальнейшем своих фотографов в крае не было, несмотря на то, что фотомастера из других городов приезжали в Коми, в том числе и в составе различных экспедиций, чтобы запечатлеть местных жителей в национальной одежде.

В 1889 году Усть-Сысольскому уездному исправнику из канцелярии Вологодского губернатора было прислано уведомление о выдаче свидетельств мещанину Василию Попову и крестьянину Выльгортской волости Степану Холопову на содержание фотографии в г.Усть-Сысольске. Были открыты в тот год мастерские или нет – неизвестно. В архивных документах в качестве владельцев первых действительно существовавших фотосалонов Усть-Сысольска упоминаются совсем другие имена – Платона Кулакова (1895 год) и Александра Худяева (1897 год). И хотя Худяев открыл свой салон лишь двумя годами позже, именно Платон Кулаков снискал славу лучшего фотомастера, создавшего галерею портретов горожан конца XIX-начала ХХ веков.

Платон Филитерович Кулаков родился в 1863 году в д.Азла Вологодской губернии в семье священника. Окончив в 1879 году в Петербурге фельдшерские курсы, он приехал в Усть-Сысольск и поступил работать фельдшером в городскую больницу, три года спустя женился на Елене Афанасьевне Трениной. Фотографированием Платон Филитерович занимался ради удовольствия. Точно неизвестно, на какой аппаратуре он делал свои снимки. Скорее всего, фотоаппарат английского или немецкого производства был привезен из Вологды или Петербурга. Лишь в 1895 году на ул.Покровской (современная ул.Орджоникидзе, на месте здания Дома творчества детей и учащейся молодежи) в доме своей жены Елены Трениной он открыл первую фотомастерскую. Особое значение Платон Кулаков придавал антуражу, для этих целей в салон была приобретена необычная бутафория: оригинальные журнальные столики на точеных ножках, передвижные перила с балясинами, заборчики, сколоченные из осиновых и березовых ветвей, волнистые драпировки, легкие кресла, придававшие снимкам неповторимый колорит. На многих фотографиях имеются надписи и логотипы фотомастера на паспорту, тисненные золотистой краской, а на обратной стороне снимков литографически отпечатана фирменная эмблема «Северная фотография Кулакова. г.Усть-Сысольск, Покровская улица, собственный дом. Негативы сохраняются».

Семья Кулаковых

Семья Кулаковых

Фотомастерская вскоре стала и светским салоном. Возможно, здесь собиралась молодежь самых разных политических взглядов. Бывали и политссыльные. Две дочери Платона Филитеровича вышли замуж за «политических», отбывавших ссылку в Усть-Сысольске. В фотосалоне побывали многие горожане и жители Коми края. Помимо портретов Платон Кулаков изготавливал и сувенирные мини-фотографии, и фотопортреты на плотном картоне, использовавшиеся как удостоверения личности. На лицевой стороне таких документов делалась запись, например «1912 года января 12 дня Усть-Сысольское полицейское управление удостоверяет, что изображенный на сей карточке есть мещанин г. Усть-Сысольска ...», заверенная подписями помощника исправника и секретаря. На обороте ставили сургучную печать. Фотографирование в те далекие годы было делом хлопотным, в работе использовали стеклянные негативы, покрытые слоем, содержащим соли серебра. Тем более удивительно, насколько качественно были сделаны фотокарточки тех лет, отлично сохранившиеся до сегодняшнего дня.

Первые два десятилетия существования фотографии в Усть-Сысольске показали, что у горожан существует стабильный интерес к этому явлению, и со временем он будет только расти. К началу ХХ века фотография в столице Коми края проделала путь от дорогой заграничной диковинки до известной горожанам бытовой услуги.

После смерти Платона Кулакова в 1914 году дело унаследовал его сын – Николай, создавший фотолетопись уже советского Усть-Сысольска-Сыктывкара. С детства он помогал отцу в фотографическом деле и, окончив Усть-Сысольское Духовное училище, стал заниматься фотографией профессионально, несколько лет работая совместно с отцом. В 1912 году Николай Платонович женился на Анне Сукрышевой без получения благословения со стороны родителей. Познакомились они в Перми, куда младший Кулаков приехал на заработки. Он снял квартиру в частном доме, где женой престарелого хозяина была молодая и привлекательна женщина. Между квартирантом и хозяйкой квартиры произошла романтическая история. Чтобы не поднимать шума, Николай Платонович уехал в Екатеринбург, а следом за ним, тайком, отправилась и Анна Васильевна. В Екатеринбурге молодожены прожили до трагической кончины Платона Филитеровича (он был болен раком и застрелился, не выдержав мучительных болей). Вернувшись в Усть-Сысольск, молодые Кулаковы поселились на ул.Троицкой (современная ул.Ленина).

После революции салон продолжал работать, но снимки уже лишились прежнего лоска. Сначала с карточек пропал золотой вензель с инициалами мастера, потом исчезли осиновые заборчики и кресла.

Но фотоснимки Николая Кулакова все же легко узнаются по декоративно оформленному заднику, расположению фигур снимающихся, интересными деталями меблировки. В 1920-е годы семья Кулаковых начала строительство нового двухэтажного дома в центральной части Усть-Сысольска на ул.Ленина (напротив бывшего подворья Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря). На первом этаже были жилые комнаты для семьи, а на втором располагалась фотомастерская. Дневной свет падал в верхнюю комнату через специально обустроенное окно на крыше, которое в непогоду закрывался ставнями. Естественное освещение давало возможность выполнять качественные снимки без использования дополнительных источников света. В начале 1930-х дом с фотоателье был национализирован, семье

Строительство дома Кулаковых на ул.Ленина. 1922-23 гг.

Строительство дома Кулаковых на ул.Ленина. 1922-23 гг.

Фотография «Динамо» на ул. Ленина. 1930-е гг.

Фотография «Динамо» на ул. Ленина. 1930-е гг.

Надпись на обороте, сделанная М.Н.Погодиной: «В годы войны в этом доме была   столовая для школьников, а папа и мама подрабатывали здесь в 1943-44 гг. — заклеивали  на зиму окна. В своем-то доме...!»

Фотография «Динамо» на ул. Ленина. 1930-е гг.Кулаковых выделили квартиру в другом здании. Николай Платонович продолжал работать в своем же фотоателье, но уже как наемный рабочий. На здании появилась вывеска «Фотография «Динамо». В мастерской трудились и другие фотографы. Николай Платонович выезжал в разные районы Коми края: снимал в Палевицах, Княжпогосте, Корткеросе, Усть-Куломе, Помоздино, Визинге и других населенных пунктах. Большинство важных событий в общественной жизни уезда, позднее области и республики, 1920-30-х годов остались запечатленными фотографом. Кроме профессионального занятия фотоделом Николай Платонович страстно увлекался охотой и рыбной ловлей, добывал дичь, что было значительным подспорьем для содержания большой семьи, В его коллекции много фотографий с изображениями собак, лошадей. Летом всей семьей и в компании ближайших друзей — Успасских, Иконниковых, Амосовых, Елькиных — Кулаковы выезжали в лес за грибами, ягодами и порыбачить. Моменты этих поездок также запечатлены на многих фотографиях.

Н.П. Кулаков и Кутейников в заключении. 1940 г.

Н.П. Кулаков и Кутейников в заключении. 1940 г.

«Скучной памятью воспоминая. Мы не забудем прошедших тех лет.  Коми АССР. 23/IX.40 г.»

9 августа 1937 года Николай Кулаков был арестован и осужден по статье №58 на 10 лет лагерей «за контрреволюционную деятельность» с отбыванием в исправительно-трудовом лагере. Скорее всего, его посадили за то, что огромное число людей, которых он фотографировал, были осуждены в те годы как враги народа и многие расстреляны. При арестах и обысках из их домашних архивов и семейных альбомов забирали фотографии – вероятно, чтобы определить круг общения. В то время хранение документов, писем, фотографий врагов народа вполне могло быть расценено властями как «контрреволюционная пропаганда и агитация», что влекло за собой привлечение к суду. Вполне вероятно, что Николай Платонович пострадал за хранившиеся фотографии и негативы, которых у него в архиве было достаточно. Свой срок заключения Н.П.Кулаков отбывал в «Локчимлаге» (совр. п.Пезмог, Корткеросский р-н), работал там фотографом, снимал преимущественно лагерное начальство и их семьи. Одновременно фотографировал он и своих друзей, сокамерников и создал серию автопортретов. В коллекции Национального музея РК есть несколько фотографий тех лет, где Кулаков изображен с друзьями и дочерью Маргаритой, приезжавшей к нему на свидания. В 1943 году Н.П.Кулаков был досрочно освобожден в связи с резким ухудшением здоровья и устроился работать фотографом в Коми филиал Академии наук СССР. Вскоре его дочь, Маргарита Николаевна, уехала из Сыктывкара и поступила учиться в Воронежский технологический институт. В п.Рамонь под Воронежом чуть позже переехала вся семья Кулаковых: Николай Платонович, Анна Васильевна, сыновья Игорь и вернувшийся с фронта Герман. Николай Платонович и там устроился фотографом, но долго работать ему не пришлось: он заболел раком и скончался во время операции в 1948 году.

Фотографы Кулаковы отец и сын запечатлевали людей и события, происходившие в Усть-Сысольске-Сыктывкаре на протяжении 50 лет. Перед их объективом прошли многие тысячи устьсысольцев и сыктывкарцев, люди самых разных сословий: крестьяне, учителя, чиновники, купцы, священнослужители, дети… Прошла сама история Усть-Сысольска.

Дарья Федоркова

Редакция благодарит старшего научного сотрудника Национального музея РК    Елену Потолицыну за помощь в подготовке материала.


Читайте также