Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №38 | Рубрика Бизнес

11:20 | 17 июля 2013

Гонки без правил

Теги: автомобили |

Обзор среднестатистических городских перевозок с некоторыми примерами. Взгляд изнутри.

Обзор среднестатистических городских перевозок с некоторыми примерами. Взгляд изнутри.Поворот рек вспять, БАМ, автопром, шедший, как оказалось, неправильной дорогой… Многое традиционно развивается или идет в России своим, уникальным путем.

непланируемая экономика

Сегодня практически повсеместно транспортные проблемы в структурах российских муниципалитетов прочно закрепились на высоком втором месте сразу после проблем в ЖКХ. Более 20-ти лет транспортное обеспечение населения с переменным успехом ищет экономического покоя.

Но его никогда не даст ведение деятельности с регулируемой и планируемой доходностью на фоне не всегда планируемых рыночных цен и соответственно относительной инфляции. Плановая замена парков возможна только в городах федерального значения. Почему так?

слабеющая рука

Потому что в России после отмены пятилеток принято жить одним днем, в крайнем случае — в краткосрочной перспективе. Вчера не принято было думать о том, что будет сегодня. А сегодня мы с ужасом не хотим думать о том, что будет послезавтра. Потому что сегодня, к примеру, только Сыктывкару на замену корейско-венгерского автобусного хлама нужно порядка 600 миллионов рублей. Политика латания дыр в пассажирских перевозках большинства средних муниципалитетов страны становится обычной практикой. А как нужна муниципалитетам сильная рука на городских перевозках! И как стремительно из-за такой политики она слабеет…

чего не хочет никто

Никто не хочет вникать в суть системных проблем исполнителей-перевозчиков.
Их за 20 лет накопилось слишком много. Зачем? Традиционно само все рассосется. В конце концов, ездит же вся страна на ПАЗиках... Чисто по-русски.

чего хотят все

Все хотят меньше платить. И потребитель, и заказчик, при этом подразумевается, что у исполнителя все само собой должно чудесным образом работать очень хорошо. Не получится, — вернемся к ГАЗелям, а что делать!.. Чисто по-русски-2.

чего не получается

Не получается это совместить. Именно социальная потребность в общественном транспорте при стремительном дефиците уличных площадей заставит совсем скоро либо вникать в суть, либо платить. Но уж точно не отворачиваться от социальной городской структуры.

нам поможет…

Еще в 10 году до нашей эры римский историк Тит Ливий заметил: «С берега кораблем не правят». Спустя тысячелетия ему вторит малая форма народного поэтического творчества, несущая иносказание с дидактическим уклоном: «Сытый голодному не товарищ», и как результат — «У семи нянек дитя без глазу». Основная проблема транспортников провинциальной России сегодня — это диалог бюджета с рынком, весьма безрезультатный даже в менее затратных отраслях. Предприятия, повсеместно эксплуатирующие 17-25-летние автобусы в гаражах с текущей крышей, из центра получают приказы, которые в первую очередь спотыкаются о финансирование исполнения, ибо обречены на остаточный принцип этого самого финансирования.

Современный российский чиновник должен уметь управлять всем. И он пытается управлять. И там, где всегда много денег, и там, где они были, и там, где их нет. Оценим.

наши маяки, или как уже было

Москва. Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. N 840-ПП, валидаторы, турникеты. ФЗ 181, и для его исполнения сконструированный ПАЗ 3237 по заказу Москвы. Перегруженность дорог, выделенные полосы, возврат к большому транспорту. Очереди на остановках, отмена турникетов, борьба с маршрутками. Убыточность.

Кстати, в рамках выполнения Городской целевой программы развития наземного пассажирского транспорта в Москве 11-й автобусный парк (автобус которого взорвался в мае 2013) первым в России в 2004 году начал эксплуатацию на городских маршрутах автобусов, работающих на экологически чистом виде топлива— компримированном природном газе (метане). В разговоре со специалистами предприятия последними отмечено, что вся экономия по топливу с лихвой уходит на специфический сервис и пожарную безопасность…
Казань. Программа, 100 новых автобусов, разноцветный транспорт, интерактивная карта, отмена количества льготных поездок. Убыточность, постановление Правительства, ограничивающее количество льготных поездок, демонстрация пенсионеров-льготников на главной площади, отмена постановления.

Киров. Низкая стоимость проезда, требование муниципалитета обновить транспорт. Лизинг, новый транспорт, долги, суд. Арест транспорта, как бы выбор муниципалитетом другого перевозчика. И снова убыточность.

…Нет, скорее всего, чиновник не поможет. Тем более если он из непрофильного ведомства.

куда идти, или главное направление…

Направлений не так много, а точнее — два. Главное — наличие у муниципалитета, первого интересанта, своей сильной руки (читай любой АЛЬФАтранс), либо МУПа.
Сегодня уже практически все города страны с численностью около 250 тысяч человек испытывают затрудненное движение в часы пик. Увы, места на дороге становится все меньше.

Обзор среднестатистических городских перевозок с некоторыми примерами. Взгляд изнутри.Без крупного городского транспорта завтра не обойтись. Даже несмотря на то, что он сам по себе никогда не был рентабельным. Поэтому сегодня необходимо поддерживать в той или иной части предприятия, использующие автобусы большой вместимости. Их сегодня нельзя терять. Тогда при помощи управляемого малого бизнеса можно обеспечить приемлемое качество услуг.

Второе — будь, как будет (и будет как в Ухте). Только тогда малый бизнес станет сильной рукой. Со всеми атрибутами силы. И если первый путь в основе требует только достаточного софинансирования, то второй, ввиду своей многочисленности, тревожен и постоянно норовит выйти из подчинения. И так же когда-то потребует финансирования…

а может ну его! или замкнутый круг и неизбежный компромисс

Личный автомобиль обеспечивает гораздо большую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте, однако автомобилизация порождает множество проблем. Города (в особенности старые города, исторические ядра которых развивались в доавтомобильную эпоху) страдают от перегрузки улиц и нехватки мест для стоянки автомобилей; напряженное автомобильное движение создает сильный шум и загрязнение воздуха. Обеспечение подвижности автомобилизированного населения требует больших общественных затрат.
Существуют различные взгляды на взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта.

Обзор среднестатистических городских перевозок с некоторыми примерами. Взгляд изнутри.— Крайняя «автомобильная» точка зрения предполагает тотальную автомобилизацию населения и полное искоренение общественного транспорта как ненужного и создающего помехи в движении индивидуального транспорта. Решение проблем автомобилизации видится в экстенсивном пути развития дорожных сетей, внедрении новых, более экономичных и «чистых» двигателей и топлива. Однако на практике огромные общественные затраты (как прямые, на строительство и содержание дорог, так и косвенные — вследствие роста загрязнений, утери природных комплексов и т. п.) сдерживают движение по этому пути.

— Крайняя «антиавтомобильная» точка зрения полагает индивидуальный автомобиль безусловным злом. Решение транспортных проблем общества видится
в развитии сетей общественного транспорта, предоставляющем членам общества уровень подвижности и комфорта, сравнимый с индивидуальным транспортом. Однако на практике достижение высокого уровня комфорта оказывается проблематичным, в особенности в местностях с низкой плотностью населения.
Любое больное транспортное предприятие рынок поглотит и переформатирует в рентабельное предприятие. Только совсем в другой формации и, скорей всего, с самым дешевым классическим ПАЗиком. Это основной закон рынка. Либо отрыгнет и не примет. Тогда оно трансформируется в индивидуальное предпринимательство. Это второй закон. И когда понадобится начинать заново создавать базовое предприятие, а это лишь вопрос времени, обойдется в сотни раз дороже. Это третий закон. Муниципалитеты с утраченными АЛЬФАтрансами, кто эти законы игнорировал, жизнь сегодня вынуждает восстанавливать МУПы (при условии, что муниципалитет не крупней Усинска).


Читайте также

Общество

Мэрия Сыктывкара собирает предложения по обустройству парковочных мест

Мэрия Сыктывкара собирает предложения по обустройству парковочных мест

Предложения принимаются от представителей торговых организаций и индивидуальных предпринимателей
31 июля 2013