Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Что делать» №12 | Рубрика Наши люди

09:30 | 18 марта 2013

Формула любви

Теги: образование | учителя | коми республиканский лицей |

Лучший результат совместной работы учителя и учеников — обоюдная любовь и обмен знаниями. Звучит просто, как школьная задачка, но требует подчас оригинальных решений. И они всегда находятся на уроках преподавателей Коми республиканского лицея при Сыктывкарском государственном университете — учителей физики Любови Богдановой и русского языка и литературы Татьяны Кяковой. Казалось бы, дисциплины разные, особенности характера, темперамента — тем более, а лейтмотив один: не так важно, в общем-то, физик ты или лирик, главное — вера в детей и счастье дарить им знания. О профессии и детях, рациональном и поэзии, физиках и лириках — Любовь Богданова и Татьяна Кякова.

Любовь БогдановаЛюбовь Богданова

Поэзия и музыка физики

Учителем я хотела стать с детства — еще тогда играла с младшими братьями в школу. Мне это очень нравилось, и мысли быть кем-то другим не возникало. Физика была совсем не случайным выбором: здесь сыграли роль и влияние замечательных преподавателей, и математический склад ума, и желание объяснить все, что происходит вокруг. После окончания Сыктывкарского госуниверситета 10 лет преподавала в школе №21, а в 1991-м пришла работать в лицей при университете — в год его основания.

Много нужно талантов, чтобы быть учителем, но все же главное — тяга к детям, и — не менее важное — желание учиться самой. Ведь меняются технологии, их необходимо осваивать, чтобы быть интересной детям. Они тоже многому учат, исподволь заставляя быть современной и на некоторые вещи смотреть иначе.

Я не очень эмоциональный человек, но лиричного во мне много, и в любой ситуации выручает смекалка. Возникает проблема — легко нахожу несколько способов ее решения. Думаю, во многом это результат занятия физикой. Физическое образование — универсальное, поэтому есть что-то надуманное в противостоянии физиков и лириков. Ведь и великие ученые оригинально шутили, играли на музыкальных инструментах, а взгляните на команды КВН технических вузов — фонтан остроумия! Одним словом, многие физики обладают качествами лириков. Любой учитель так или иначе занимается творчеством, особенно классный руководитель, у которого масса дел, связанных с творчеством детей. Я могу петь и танцевать и умею быстро сочинять стихи — да-да, и такие ситуации на уроках возникают. Проходим тему «Масса тела» в 7-м классе — читаю стихотворение о массе. Эксперимент на уроке тоже надо уметь показать эстетично и поэтично. Посмотрите на школьную доску, сплошь покрытую логическими цепочками формул при решении задачи: это же музыка! И тягу к творчеству у ребенка всегда можно реализовать: например, рисовать физические понятия, придумывать загадки и сказки.

Вот так скуку удается преодолеть моим восторгом от того, что мир такой и что в нем все разумно и интересно устроено. Огорчает, когда замечаешь скучающую позу и потухшие глаза, — стихи и нужны для того, чтобы изменилось это состояние. И, напротив, появляются силы, когда видишь в глазах детей изумление от эксперимента, трогает их радость и восторг от победы — ребенок поверил в свои силы с помощью задачки по физике. Это дорогого стоит.

Женщина — всегда в чем-то учитель, а все вокруг для нее — в чем-то дети. Словами или взглядами, строго или ласково, но неизменно с любовью она делится знаниями об удивительном мире. Когда учитель — это профессия, любви особенно необходимы сила, энергия и максимальная амплитуда, умноженные на образность и поэтичность.

Татьяна КяковаТатьяна Кякова

Радости войны и мира

С годами у меня возникло предположение, что не мы выбираем дело всей своей жизни, а профессия, тихонько затягивает нас на свою орбиту. В юности я мечтала только об одном— танцевать. Был институт культуры и хореографическое отделение. И только меня там не было: родители сказали «нет». Мама видела меня учителем русского языка и литературы. Самое странное, что приемная комиссия института увидела то же: за первый же экзамен мне поставили «отлично». Так я стала студенткой филологического факультета. С тех пор и пытаюсь посеять «разумное, доброе, вечное». Этак лет тридцать. Из них 16 лет— в лицее.

В этой профессии определяющее — любовь. Любовь к детям и к своему предмету. У меня их два — русский и литература, и они абсолютно разные, как война и мир. Причем на русском — «бой не ради славы», а за элементарную грамотность в условиях почти повсеместного «нечитания». Есть убитые и раненые. Детей ранят тройки и двойки, а меня они просто убивают. Зато какая это радость — прийти в класс, который тебя ждет, вместе разобраться
в чем-то сложном, дружно посмеяться по поводу очередного речевого «ляпа», пометать «громы и молнии» или просто успокоить: «Ребята, вспашем, осилим, это легко!». Дети — чудный народ! Живой, открытый, непосредственный. У них все от сердца: порадовать так порадовать, огорчить так огорчить, списать так списать. Мне кажется, что рядом с ними мы становимся лучше (вроде как «мы с тобой одной крови»), с ними уютнее, чем со взрослыми.

В нашей учительской жизни все расписано, четких планов немерено, но меня, наверное, можно использовать как демонстрационный материал при объяснении явления «импульс» — в жизни все происходит «как-то живенько». И противостояние «физики-лирики» мне кажется надуманным. Просто каждый век изобретал свои антагонизмы, а потом оказывалось, что одно является источником для другого. Ну не получается втиснуть человека в строгие рамки, формулы, схемы! Вот, например, все мои коллеги, весьма рационально использующие каждый сантиметр своего урока, прежде всего — люди с творческой начинкой — вот такая «запеканка». Как заинтересовать литературой современного ребенка? Личным примером: читайте и обретете читающее чадо. Смогла ли я это сделать в масштабах своей учительской деятельности? Что-то получилось. До сих пор приходят выпускники, которые говорят: «Нам не хватает вашей литературы». Вот оно, учительское счастье… И спасибо маме.