Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №42 | Рубрика Наши люди

13:30 | 5 марта 2014

Финно-угорские корни Михайло Ломоносова

Теги: ран | наука | ломоносов |

lomonosov_1(1).jpg

290 лет со дня учреждения Российской Академии наук.

Первый российский академик Михаил Ломоносов родился в 1711 году в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии. Это относительно недалеко от Коми края. Видимо поэтому время от времени возникают слухи о том, что мать Ломоносова была по происхождению коми, а сам он хорошо знал зырянский язык.

О первых годах жизни Ломоносова известно немного. Он из зажиточной семьи крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и дочери семьи Николаевских, дьячка Воскресенской церкви Матигор Елены Ивановны (в девичестве Сивковой). Исследователи уверены, что предками матери будущего ученого были коми-зыряне, ведь фамилия Сивков весьма среди них распространена. Мать умерла, когда Михаилу было только девять лет. Но она успела научить его читать и писать. После кончины Елены Ивановны отец Михаила женился еще дважды, но с мачехами у Ломоносова отношения не сложились. Для тринадцатилетнего Михаила третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой» от которой он и сбежал в Москву.

По отцу род будущего ученого известен со времен Ивана Грозного. Дед и отец Михаила как и большинство крестьян-поморов занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел. С десяти лет Михаил начал помогать родителю. Ранней весной они отправлялись на промысел и возвращались домой поздней осенью. Ходили и в дальние плавания — в Северный Ледовитый океан — к Новой Земле и Шпицбергену, и в ближние — до Соловецких островов. Любознательный юноша познакомился с жизнью и обычаями ненцев, лопарей и коми-зырян. Не исключено, что тогда он и выучил основы коми языка. В числе 30 иностранных языков, которыми в разной степени владел полиглот Ломоносов, значатся и еще несколько финно-угорских языков, среди которых сложнейший для изучения венгерский. Считается, что именно первый российский академик стал родоначальником финно-угорского языкознания.

При всей своей колоссальной эрудиции Михаил Ломоносов вряд ли знал, о том, что у него есть коми предки. Но о финно-угорских народах он писал. Этногенез русских, по его мнению, происходил на основе смешения славян и «чуди» (в терминологии Ломоносова — это финно-угры). Глава о чуди есть в его основном историческом труде «Древняя россiйская исторiя отъ начала россiйского народа до кончины великаго князя Ярослава перваго или до 1054 года, сочиненная Михаиломъ Ломоносовымъ, статскимъ Советникомъ, Профессоромъ химiи и членомъ Санкт-Петербургской Императорской и Королевской Шведской академiй наукъ». Ученый пишет: «Чудские поколения коль далече по северу простираются, заключить можно из множества разных народов, отчасти Российской державе недавно покоренных, отчасти в оную в прежние совсем включенных. Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собою, которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение свое от одного начала. Сверх сего, земля Венгерская хотя от здешних чудских областей отделена великими славенскими государствами, то есть Россиею и Польшею, однако не должно сомневаться о единоплеменстве ее жителей с чудью, рассудив одно только сходство их языка с чудскими диалектами. Представив чудской народ в нынешнем его рассеянном состоянии и по большой части у других держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении бывал некогда силен на свете.

По примеру, как писано выше о величестве славенском, оглянемся на времена прошедшие около лет тысячи и поищем чудского могущества. Северные авторы наполнены описаниями военных дел их и других сообщений, бывших со шведами, датчанами и норвежцами. Пермия, кою они Биармиею называют, далече простиралась от Белого моря вверх, около Двины реки, и был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и с другими нормандцами. В Северную Двину-реку с моря входили морскими судами до некоторого купеческого города, где летом бывало многолюдное и славное торговище: без сомнения, где стоит город Холмогоры, ибо город Архангельской едва за двести лет принял свое начало. Народ почитал идола Иомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит.

Древность чуди доказывают и поныне живущие по Двине чудского рода остатки, которые через сообщение с новогородцами природный свой язык позабыли…».
Возможно, что в последних строках о забывшей родной язык чуди, ученый пишет о своих предках. По мнению некоторых лингвистов, до Петра I на территории России славянским языком пользовались исключительно для общения с другими племенами, а между собой говорили на мокшанском, мерянском, марийском и других финно-угорских языках.

Иван Моисеев, председатель Национального культурного центра «Поморское возрождение»:
«Поморы и коми, безусловно, родственные народы, а Ломоносов называл себя только помором и россиянином, но никогда не называл себя русским. Практически во всех своих работах он использует термин «российский» вместо «русский», осознавая себя частью молодой российской нации. Во времена Ломоносова на Северной Двине еще жила чудь, представители которой помнили о своем происхождении, но «природный свой язык позабыли». Поморы в определенном смысле — это и есть обрусевшая чудь, во всяком случае, на генетическом уровне поморы — не славяне. Ломоносов знал зырянский язык, во всяком случае, основные слова. Поморы всегда жили в тесном контакте с зырянами, которые вели торговлю на всех поморских ярмарках, участвовали в транспортировке рыбы. Постройки, одежда, утварь у коми и поморов практически идентичны — значит, народы родственные».

Михаил Пришвин, путешествовавший летом 1907 года по Русскому Северу и беседовавший с коренными поморами, записал такой диалог: «— Почему же вы отделяете себя от России? — говорил я, — вы тоже русские. — Мы не от России дышим! Впереди вода, сзади мох… Мы сами по себе», — отвечали Пришвину поморы. Во время всероссийской переписи населения 2002 года поморами назвали себя 6571 человек, а на изданной в 2011 году Институтом этнологии и антропологии РАН карте народов России поморы названы отдельным народом.

Может быть, было бы слишком смело называть Михаила Ломоносова коми, но вполне можно допустить, что финно-угром, как и большинство его земляков, он все-таки был. Несколько лет назад российские генетики в сотрудничестве с эстонскими и британскими коллегами провели масштабное исследование о генетическом происхождении русского народа. Оказалось, что его можно разделить на две большие группы. Одна из них населяет нынешние центральные и южные районы древнего Московского княжества, а вторая базируется в северных землях. Северяне по своим генам значительно отличаются от южан и ближе к финноязычным этносам, чем к славянам. По мнению ученых, это говорит о том, что на севере России происходило не смешение народов, а переход местного угро-финского населения на русский язык и православную культуру. При этом языковое «обрусение» шло без значительного генетического смешивания. Так что всех коренных русских северян, в том числе и помора Ломоносова, вполне можно «записать» в финно-угры.

Уже не первый век в Питере ходят слухи, что отцом Ломоносова мог быть Петр I. Памятники первому российскому академику и первому императору («Медный всадник») стоят на разных берегах Невы vis-a-vis. Их лица имеют определенное сходство. Версию о том, что Ломоносов — сын Петра, выдвинул Василий Корельский, давний предок которого и увез юного Михаила в Москву. В своих мемуарах Корельский сообщает о том, что еще в 1932 году брат познакомил его с рукописью старинного канцелярского письма, из которого явствовало, что Ломоносов есть плод царя Петра I, посетившего Поморье за девять месяцев до рождения будущего великого ученого. Но и в этом варианте матерью Михаила называется Елена Сивкова. В ревизских списках того времени рядом с именами отроков мужского пола всегда следовало указание на то, чьим же сыном он является. Относительно Ломоносова таких отметок нет. Лишь на смертном одре Петр I исповедовался Феофану Прокоповичу, главе Синода, в своем грехе: чувство вины перед незаконнорожденным сыном не давало ему покоя. Император повелел Феофану: «Обучи, владыка, его в московских школах и приобщи к сану священника или государственного служащего, на что он будет способен».


Артур АРТЕЕВ

Как вы оцениваете развитие науки в современном мире? Какую позицию в мировом научном сообществе занимает Россия? Какие перспективы у российской науки?

2.jpg

Александр Кучин,
член-корреспондент РАН,
директор Института химии
Коми научного центра УРО РАН,
доктор хим.наук:

— В современном мире наука неразрывно связана с производственной деятельностью и практически является производительной силой общества. Наука является составной частью мировой культуры. Все, что есть вокруг человека — это достижения науки. Передовые и развивающиеся страны вкладывают максимальные средства в развитие культуры и соответственно в образование и науку.
В СССР, научные исследования бурно развивались практически по всем направлениям, и мировое научное сообщество оценивало позицию страны как «передовое». Мы были лидерами в завоевании космоса, освоении ядерной энергии, создании новых видов вооружения, освоении природных ресурсов и др. Большая часть этих достижений уже утрачена... Сегодня перспективы у российской науки весьма смутные, так как руководство страны до сих пор так и не определило направлений развития нашего общества. Постоянные реорганизации и оптимизации науки в последние 25 лет привели к закономерной деградации наукии образования, а как говорил Ф. Жолио-Кюри: «Страна, которая не развивает науку, неизбежно превращается в колонию».

3.jpg

Михаил Таскаев,
к.и.н., зав. сектором отечественной истории ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН,
член-корреспондент Академии военно-исторических наук:

— Автор заставляет читателя задуматься о тайнах истории своей малой родины. Но комментировать с научной точки зрения эту гипотезу не считаю необходимым, поскольку никаких доказательств финно-угорских корней Михаила Васильевича Ломоносова до сих пор не представлено. Определять этнические корни по фамилиям можно, зная, что эта фамилия принадлежит только этому конкретному этносу (например, коми фамилия — Порсьюров). Сивков же — древнейшая фамилия, распространена как среди русских, так и украинцев, белорусов, болгар, коми и других народов. Финно-угорское население на Архангельском Севере, возможно, и преобладало над славянским, но, как и Чудь и Биармия, — это темы, о которых со времен Ломоносова может писать и выдвигать самые разные теории любой краевед, потому что документальных источников об этом историческом периоде нет. Не вдаваясь в детали этнической инженерии в поморском вопросе, просто скажу, что в поморы записали уже и Стефана Пермского. Любая энциклопедия пишет, что Михаил Ломоносов — великий русский эрудит, ученый и писатель. Думаю, что этого достаточно.

4.jpg

Олег Штралер,
председатель немецкой
национально-культурной автономии (НКА) Коми:

— У людей наука вызывает не только восхищение, но и опасения. Ведь она приносит не только блага, но и несчастья, такие как загрязнение атмосферы, техногенные и экологические катастрофы. В этом противоречие развития науки. Но и общество и наука развиваются одновременно. Поэтому роль науки только возрастает. Бояться этого не следует. 

Статистика показывает, что Россия, к сожалению, продолжает заметно отставать от мировых лидеров по наукоемкой продукции, прежде всего от таких ведущих стран, как США, Япония, Германия. Да и предприятий, которые можно было бы назвать инновационными, в России на порядок меньше, чем в том же Китае, или Корее, или даже в Венгрии.

Я вижу перспективу российской науки в интеграции с наукой европейской, когда в рамках единого европейского научного человеческого и научного потенциала за короткое время есть возможность продвинуть европейскую и мировую науку. В последние годы и в России наука стала поддерживаться более стабильно. Таким образом у нас появилась возможность максимально сблизиться или присоединиться к европейскому и мировому научному пространству.


Читайте также

знаменательная дата

Востребованная неизбежность

Востребованная неизбежность

Сегодня Коми научный центр УрО РАН объединяет шесть институтов, в которых трудятся более тысячи исследователей. Среди них более 80 докторов, свыше 300 кандидатов наук.

4 декабря 2014

Наши люди

 «Вэрва» — живительный экстракт

«Вэрва» — живительный экстракт

В июне в Кирове прошел II Международный экономический форум
«БиоКиров-2014». Принявшие в нем участие член-корреспондент РАН Александр Кучин и кандидат химических наук Татьяна Хуршкайнен представили новые разработки Института химии Коми НЦ УрО РАН.

28 августа 2014

Общество

Правительство Коми профинансирует научные исследования

Правительство Коми профинансирует научные исследования

Правительство Коми утвердило правила предоставления грантов на проекты научных исследований
19 марта 2013