Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Что делать» №20 | Рубрика Наши люди

12:22 | 10 декабря 2014

Эффекты света

Теги: театр | свет | работа |

Зритель не знает их в лицо, а фамилии не пишут в театральных афишах. «Но мы и не против! Если на работу осветителей никто не обратил внимания — это самый лучший комплимент», — считает художник по свету Академического театра драмы
им. В.Савина Людмила Маскова.

effecty1.jpg

Я в театре с самого раннего детства. Моя мама — Мария Евлогиевна Жикина — была артисткой хора Сыктывкарского театра оперы и балета. Она часто брала меня на репетиции, еще школьницей я принимала участие в распевках. Правда, нередко мне тактично предлагали «не мешать». И хотя семья была музыкальной — папа прекрасно играл на гармони — стало ясно, что карьера великой певицы мне не светит. «Тебе медведь на ухо наступил», — шутили родители. Но я-то отлично помню, что не было такого факта в моей биографии!
Как бы то ни было, желание остаться в театре не пропало. В те годы все действия со светом велись вручную, во время спектак-ля работали параллельно несколько человек, людей не хватало. Однажды мама пришла и сказала, что в театре ищут человека для работы осветителем. Уже на следующий день я пошла трудоустра-иваться. После уроков бежала в театр, а окончив школу, так в нем и осталась. Никакого специального образования не получала, училась, что называется, «на ногах». Руководила осветителями Нина Степановна Волик. Добрая и чуткая, она заложила в меня необходимые основы, фундамент для профессионального роста. В первые недели я совершенно не понимала, о чем говорят коллеги. Что-то им надо было «прижать», что-то «добавить»… Но ничего, разобралась со временем.
Спустя три года, в 1995-ом, меня пригласили в Академический театр драмы им. В.Савина. Времена были сложные, зарплаты — копеечные, многие уходили со службы. К тому же, осветитель — профессия редкая, специфическая, найти специалиста непросто. Небольшой опыт у меня был, и я согласилась. Поначалу все складывалось не просто, все-таки характер у театров разный. Но это я позже поняла. Если в театре оперы и балета есть специальные лучи, которые весь спектакль буквально "следят" за главными героями, то в театре драмы такой возможности нет. Нужно найти золотую середину, чтобы и актера было видно, и от яркого света глаза не уставали. Нужно подчеркнуть настроение героя, время года и суток, острые моменты… Особое значение имеют движения и мимика актеров, — и я не должна их скрывать, а наоборот, выделить, помочь зрителю правильно оценить ситуацию.
Работа над новым спектаклем начинается с чтения пьесы. Я представляю место действия: помещение, улица, день или вечер, где понадобится холодный свет, где теплый домашний. Потом знакомлюсь с макетом декораций, в голове уже начинает выстраиваться картинка. На общих собраниях цехов театра, мы подробно обсуждаем будущий спектакль. Имеет значение все: как будут висеть кулисы, какими будут костюмы актеров, мизансцены. Далее начинаются первые репетиции. За неделю или две до премьеры режиссер решает, где и какой свет он хочет видеть. Я все подробно записываю, определяю направление каждого луча, потом «примеряю» свет к костюмам. В среднем на спектакль мы с заведующей цехом Ириной Биушкиной прописываем от 50 до 150 компьютерных программ, каждая из которых отвечает за новое положение света.
За 20 с лишним лет, что я работаю, осветительная техника очень изменилась. Раньше было только ручное управление: сколько прожекторов, столько ручек. Требовалась работа сразу нескольких человек. Прописать заранее можно было максимум 8 программ на спектакль, остальные — по ходу действия. Еще год назад у нас был старый пульт, хранили программы на дискетах. Но они — очень ненадежный носитель информации. Бывает, ставишь — а она отказывается отвечать. Случился такой форс-мажор на детском новогоднем спектакле. Хорошо, перед ним шла в фойе развлекательная программа для детей. Я бросилась вниз к Снегурочке, чтобы она потянула время, и мы с Ириной успели подготовиться, прописав новую партитуру. Все обошлось. Теперь работаем на новом оборудовании. Можно записывать до тысячи программ на спектакль, хранить их на флеш-носителях или в Интернете. Очень удобно.
У меня нет любимых и нелюбимых спектаклей. К каждой постановке отношусь с максимальной ответственностью и каждую люблю. Подготовка к премьере — это больше творчество, здесь надо придумывать, фантазировать. Работа над старыми спектаклями — а их в репертуаре около 50 — уже ремесло. Дело в том, что нельзя полностью полагаться на компьютер, надо очень многое держать в голове, чтобы в каждом показе до последнего лучика воспроизвести свет, который был утвержден на премьере.
Свет не должен мешать недостатком или переизбытком. Если никто не обратил на него внимания, значит, все прошло хорошо. Это на концертах и шоу программах он должен быть ярким и динамичным, а в спектакле он обеспечивает картину и настроение действия: ночь, война, тюрьма, злость, ревность…
Каждый раз, когда прихожу на постановки в другие театры или смотрю их по телевизору, ловлю себя на мысли, что вообще не слежу за ходом действия. Только свет. Так, здесь у них стоит такой-то прожектор, вот они его так-то переключили, ага, тут поменяли угол… Одергиваю себя, пытаюсь сосредоточиться на спектакле, и все равно опять начинаю следить за светом. Ничего не могу с собой поделать.
Театр — это 90% моей жизни. Мой дом. Я никогда не думала о смене профессии, и даже не представляю, что смогу заниматься чем-то другим. Даже если мне предложат миллионы, я не соглашусь. Я не могу бросить театр.
effecty2.jpg


Читайте также

Наши люди

Будет вам спектакль…

Будет вам спектакль…

Эрих Вильсон, главный художник Академического театра драмы имени Виктора Савина рассказывает о творчестве так, словно рисует очередной эскиз.
18 июня 2014

Культура

В столице Коми стартовала «Театральная весна»

В столице Коми стартовала «Театральная весна»

Первый республиканский фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Театральная весна» открылся 8 апреля в Сыктывкаре
9 апреля 2013

охота пуще неволи

…И люди в нем актеры

…И люди в нем актеры

Разорвать привычную схему «дом-работа, работа-дом», жить ярче и интереснее, принести радость коллегам, открыть новые таланты и выйти на сцену, чтобы подарить искреннюю улыбку зрителю… Именно так можно определить смысл существования театрального коллектива при совете молодежи ОАО «Монди СЛПК». Сценические постановки этой группы энтузиастов — по сути — полноценные музыкальные спектакли, созданные благодаря профессиональному подходу к режиссуре, музыкальному и декорационному сопровождению.

11 июля 2011