Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Кто надо» №25 | Рубрика Истории

22:09 | 11 июля 2011

Дом для творчества

Теги: сыктывкар | дворец пионеров |

Дворец пионеровИстория Дворца творчества детей и учащейся молодежи уходит своими корнями в далекий 1923 год, когда в городе Усть-Сысольске был создан первый пионерский отряд, которому вскоре выделили небольшое помещение в старом здании на улице Советской, 13.

Шли годы, маленький клуб, переместившийся в 1924 году в более просторное здание бывшей церкви Ульяновского монастыря, не вмещал всех желающих заниматься в кружках и секциях. Поэтому после возведения в 1932 году в Сыктывкаре здания театра драмы на улице Первомайской под пионерский клуб передали освободившееся деревянное здание бывшего Народного дома. В этом небольшом одноэтажном сооружении на улице Трудовой (ныне ул. Куратова – ред.), 1, помимо детского клуба, занимавшего несколько комнат, расположилась и стационарная библиотека. Газета «Коми комсомолец» в 1935 году сообщала: «В городе Сыктывкаре в одноэтажном здании на улице Трудовой открылся и работает пионерклуб. В нем проходят выступления художественной самодеятельности, подготовленные силами ребят». Спустя несколько лет здесь работало уже 7 кружков, были свой радиоузел и зрительный зал.

В 1943 году детям Сыктывкара отдали двухэтажное здание по улице Интернациональной, 166. Но ветхому сооружению требовался капитальный ремонт, и комиссия решила на средства, выделенные на ремонтные работы, начать возведение нового сооружения. Война перечеркнула планы. Работы на строительной площадке начались лишь в 1951-м. В этом же году Дом пионеров получил статус Дворца пионеров, а в декабре 1956 года переехал в новое трехэтажное здание на улице Орджоникидзе, 21.

Дворец пионеров — один из красивейших городских памятников архитектуры середины прошлого века и одна из лучших работ первой коми женщины архитектора Ф.А. Тентюковой. Главный фасад строго симметричен с парадным входом, центральная его часть выделена ризалитом и пилястровым портиком с треугольным фронтоном, боковые плоскости стен также акцентированы небольшими ризалитами и интерпретированным использованием ордера. Стены гладко оштукатурены и рустованы по первому этажу. Над арочными окнами второго этажа в центре фасада барельефы скульптора В.Н.Мамченко со сценами из жизни пионерии. Перед входом — статуи пионера и пионерки того же скульптора. Прототипами фигур были ученики сыктывкарской школы №2 Рита Модянова и Виталий Иванов. Их Мамченко выбрал среди множества сыктывкарских пятиклассников. Долгожданное новоселье дворец справил в декабре 1956 года. Газета «За новый Север писала»: «… в канун Нового года открылись двери нового республиканского Дворца пионеров. И сразу здание как бы ожило: загорелся свет в окнах, зазвенел детский смех на всех этажах.» На первом этаже дворца разместился просторный вестибюль с гардеробом, библиотека, читальный зал, на втором — зрительный зал, комнаты для юных техников и музыкантов, третий этаж отдали под спортзал.

Александр КатоликовВо Дворце творчества работали талантливейшие педагоги, благодаря усилиям и труду которых здесь сложилось множество замечательных традиций. Временем расцвета и развития для учебного заведения стали годы с 1966 по 1973, когда на пост директора был назначен Александр Католиков – человек энергичный, обладающий незаурядными способностями организатора и хозяйственника. С чего он начал, возглавив учебное заведение? С ремонта. Засучив рукава, он вместе с рабочими сам штукатурил стены. С приходом Католикова у Дворца пионеров появились не только мотоциклы и машины, но и самый настоящий двухпалубный пароход. Началась история с того, что в Сыктывкар приехал министр речного флота РСФСР. Александр Александрович встретился с ним и попросил помочь приобрести старое судно, чтобы поставить его на якорь и устроить пионерский лагерь. Министр проникся идеей, распорядился, и дворцу передали списанный колесный пароход «Иван Каляев». Когда силами ребят и с помощью шефов он был восстановлен, перекрашен и переименован в «Коми пионер», вопрос поставили иначе: почему вполне пригодное для передвижения судно должно гнить на якоре? Почему бы ему не плавать? Так пароход поплыл, и плавал несколько лет до Архангельска и обратно, с остановками в городах и поселках и интереснейшими экскурсиями, за многие сотни километров.

Все работники видели, что для нового директора вполне естественно уйти из дворца в полночь или прийти на работу в выходные — этого он требовал и от других. Да, Католиков бывал порой несдержан — но те, кто полюбил и понял его натуру, не обижались, прощали горячность — ведь ему тогда не было и тридцати.

Виктор ЛогиновПочему же Католиков ушел из дворца? Он говорил, что почувствовал какой-то предел. Все, что можно было, построили, выбили, купили. Вся его работа сводилась к непрерывным приобретениям, выколачиваниям мотоциклов, машин (при Католикове гараж дворца вырос с двух до одиннадцати единиц), станков… Он, мечтавший о педагогической деятельности, постепенно превращался в хозяйственника. Хотя хозяйственник и педагог, когда речь идет о директоре детского учреждения, – понятия неразделимые. После шести лет работы во Дворце пионеров Александр Александрович почувствовал, что если не уйдет, никогда не станет настоящим педагогом, каким ему всегда хотелось стать. И он ушел. Но не перестал думать о своем доме творчества. Уже работая в доме-интернате для дитей-сирот, который потом получил его имя, Католиков вспомнил Витю Логинова. Юноша с детства на протяжении долгих лет посещал кружок настольного тенниса и не походил на простого любителя. В это время Виктор Петрович уже давно окончил школу и успел отслужить в армии. Католиков сам разыскал его и предложил пойти тренером настольного тенниса во Дворец пионеров. Молодой человек согласился. Как иначе — он знал практически всех работников учреждения с первого класса. Виктор, будучи школьником, посещал все кружки от шахмат до акробатики, пока не нашел себя в настольном теннисе под руководством Александра Несанелиса. Тренерской деятельностью Виктор Петрович занимался примерно четыре года. Затем снова с подачи Александра Александровича его вызвали в ГОРОНО и предложили место директора. Логинов встал «у руля» учреждения. Материальная база, а также преподавательский состав (в то время около 130 человек) были самыми благоприятными для спортивного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Первое время новоиспеченный директор только изучал работу своего именитого предшественника: что он делал, к кому обращался, как добивался успеха. А в 1982 году Логинов смело подал заявку об участии танцевального коллектива «Дружба» в одной из программ Центрального телевидения… В начале марта раздался телефонный звонок из редакции детских программ ЦТ – их пригласили на просмотр. До отъезда оставался всего месяц, и 117 человек группы провели это время за кропотливой работой. Номер ставил Николай Губин, помогали ему руководитель художественного отдела Тамара Кошель и музыкальный руководитель Николай Кошель. Несмотря на то, что делегацию из Коми в Останкино приняли тепло, режим репетиций и просмотров был очень жестким. Казалось, что три отборочных дня никогда не закончатся. Наконец наши прошли все туры и поехали домой. Оставалось только ждать. Столичные телевизионщики не смогли остаться равнодушными к творчеству «Дружбы», и ребят пригласили на запись 20-минутной программы. Только представьте себе: начало 80-х годов, на Центральном телевидении показывают коллектив из далекого городка с необычным названием. Выступление вызвало такой резонанс, что первый секретарь Коми АССР И.П. Морозов, который, как и многие наши земляки, просто не увидел эфира, попросил директора Дворца пионеров организовать повтор показа. Это был грандиозный успех. Виктору Петровичу тогда было чуть больше 30-ти.

Как когда-то Александр Александрович, Виктор Петрович понял, что всему отведен свой срок. И его руководство также подошло к концу. Виктор Петрович пробовал себя в разных ипостасях, занимался коммерцией. Но все эти годы у него было одно неотложное правило: в преддверии каждого Нового года передавать материальную поддержку преподавателям Дома творчества. Он всегда старался проявлять участие к делам дворца. Ведь невозможно забыть место, к которому прикипел сердцем.

Редакция благодарит главного библиографа Людмилу ЧУПРОВУ и заведующую инновационно-методическим отделом МУК «Централизованная библиотечная система» Сыктывкара Ирину КОЛЕГОВУ за помощь в подготовке материала.


Читайте также

Истории

Дом с привидениями

Дом с привидениями

Со старинным каменным домом по улице Советской, 25 связано немало загадочных историй. Людская молва гласит, что здесь иногда происходят события, объяснение которым трудно найти.

9 декабря 2014

я/город

Галина Кириллова/Сыктывкар

Галина Кириллова/Сыктывкар

Галина Кириллова о своем городе
8 августа 2014

Истории

Зырянский Париж 100 лет назад

Зырянский Париж 100 лет назад

Сыктывкарцы не раз предлагали властям установить в местечке Париж арт-объект, ассоциированный с Францией. Один из жителей улицы Восточная даже возвел на своем приусадебном участке макет Эйфелевой башни около метра высотой. 
23 июля 2014