Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Что делать» №19 | Рубрика Арт
Статья представлена Югор, центр культурных инициатив, ГАУ РК

16:17 | 10 сентября 2014

Dance in VOGUE

Теги: фото | выставка |

В сентябре 2011 года журнал VOGUE выпустил специальный номер «DANCE IN VOGUE», приуроченный к открытию исторической сцены Большого театра. В коллекционное издание вошли многочисленные фотографии знаменитых танцовщиков, сделанные специально для VOGUE великими мировыми фотографами за более чем 100-летнюю историю журнала. В ноябре того же года журнал VOGUE и музей «Московский дом фотографии» представили уникальную выставку, получившую одноименное с коллекционным номером название. Главной темой выставки стали мода, балет и неразрывная связь, существовавшая между ними всегда.

dance.jpg

Диана Вишнева / Патрик Демаршелье, 2011 г.

На фотографии все осталось за скобками: взрывной темперамент, хорошо контролируемый стальной волей, работоспособность, позволяющая проводить за репетициями по многу часов в день, отшлифованное мастерство, повадки огнеопасной дивы. Самая востребованная в мире русская балерина, потеснившая на балетном троне саму Сильви Гиллем, проводит время в беспрерывных разъездах, а ее феноменальный танец хорошеет там, где гибнут репутации других: в вихревых темпах и штормовой хореографии. Покорив публику в обязательных «Лебедином озере» и «Жизели», Диана Вишнева взялась за современный танец, что для классической балерины сложно чисто технически: ради прогрессивного хореографического этюда порой приходится наращивать буквально новые мышцы. Сегодня зубры современной хореографии вроде Джона Ноймайера ставят балеты специально для нее, а она танцует их по всему миру — от Нью-Йорка до Парижа, не забывая о классике и родной Мариинке.
Для VOGUE Вишневу снял гуру модной фотографии Патрик Демаршелье. В модных кругах имя его произносится благоговейным шепотом, а крупнейшие дома моды, звезды шоу-бизнеса и модели мечтают оказаться в расписании съемок мастера. Отец троих детей, Демаршелье уже много лет живет и работает в Нью-Йорке, но его английский до сих пор довольно плох и имеет ярко выраженный французский акцент.
У Демаршелье не было никакого формального образования в области изящных искусств — впрочем, у него вообще не было образования. В основном он учился фотографировать, просто фотографируя, делая большое количество снимков. Другими учителями молодого человека были фотографы, среди которых он особенно выделял Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона и Ирвина Пенна.

dance2.jpg

Серж Лифарь и Ольга Спесивцева / Джоржд Хойнинген-Хьюен, 1931 г.

Серж (Сергей Михайлович) Лифарь родился в Киеве. Имя его — звезды первой величины в мировом балетном искусстве — на протяжении десятилетий было полностью забыто и в Росси, и в Украине. Об этом человеке чрезвычайной судьбы не было издано на родине ни одной книги, а его собственные, написанные русским и французским языками и широко издаваемые в разных странах, — пребывали в так называемых спецхранилищах. Именуемый «Богом танца» Лифарь совершил невозможное: учиться танцевать он начал в 14 лет, а в 24 года уже руководил балетной труппой Гранд-Опера в Париже. Последним желанием Сержа Лифаря было увидеть букет белых лилий. Именно эти цветы он держал в руках всякий раз, когда исполнял одну из своих коронных партий — принца Альберта в «Жизели». Даже в последние минуты жизни он хотел видеть то, что напоминало ему о сцене и танце.
До эмиграции Лифарь ходил в студию Брониславы Нижинской в Киеве, а Спесивцева танцевала в Мариинском театре. Они встретились в двадцатые годы у Дягилева, а потом, в начале тридцатых — в Парижской опере, которую Лифарь тогда возглавил. В танце оба были ослепительны: у него — мощный порыв, дивной красоты тело и филигранная отделка пластических нюансов, у нее — возвышенная мистика в сочетании с яркой свободой танца. Лифарь воспринимался как танцовщик нового времени, целиком принадлежащий ХХ веку, а Спесивцева жила сквозь все времена, свободно вписываясь и в конструктивизм раннего Баланчина, и в псевдоантичные опусы Лифаря. Но бессмертной стала ее Жизель, которую русский критик Аким Волынский назвал «плачущим духом».

dance3(1).jpg

Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев / Сесил Битон, 1963 г.

Нуреев был самым выдающимся балетным танцовщиком своего времени. Его называли «экзотическим, ярким, неистовым», а также «самым часто фотографируемым мужчиной XX века». Во всем мире при его появлении на сцене публика замирала от восторга.
Рудольф Нуреев родился 17 марта 1938 года в поезде, увозившем его мать Фариду и маленьких сестер на Дальний Восток к месту службы отца — политрука Советской Армии. Спустя 23 года он приехал в Лондон на благотворительный концерт в пользу Королевской академии танца. Мероприятие устраивала звезда английского балета Марго Фонтейн. После личной встречи они решили попробовать танцевать вместе. Их первой постановкой был балет «Жизель», это выступление имело феерический успех. Когда Нуреев и Фонтейн вышли на поклон, их встретили невиданными овациями. Рудольф и Марго танцевали вместе более пятнадцати лет, несмотря на большую разницу в возрасте, эта пара считается одной из самых примечательных в истории классического танца XX века. Попасть на спектакль с участием Нуреева и Фонтейн было просто невозможно. Во время гастролей «Королевского балета» в Америке люди разбивали палатки возле здания Метрополитен-опера и дежурили по трое суток, чтобы достать билеты. А тем временем в январе 1962 года в СССР состоялся официальный заочный суд над Рудольфом Нуреевым, на котором его приговорили как предателя Родины к семи годам исправительно-трудовых работ с отбыванием срока в колонии строгого режима…
Еще один легендарный герой снимка остался за кадром: Сесил Битон, один из главных светских персонажей прошлого столетия. Денди, тусовщик, любовник Греты Гарбо и Гари Купера, он, собственно, и основал амплуа, следуя которому тысячи светских бездельников и бездельниц стали называть себя «модельерами», «фотографами» или «писателями». Вот только Битон был и тем, и другим, и третьим — совершенно по-честному. Его светские знакомые, включая королеву-мать, доверчиво раскрывались перед его камерой, а созданные им костюмы приносили «Оскара». Но любовь миллионов британцев — бьющий прямо в сердце снимок военного репортера Битона: трехлетняя девочка в бинтах, сжимающая плюшевого мишку.

dance4.jpg

Увидеть выставку «DANCE IN VOGUE» можно в Центре культурных инициатив «Югор» до 30 сентября 2014 года.
167000, Сыктывкар, ул. Горького, д. 2, тел.: (8212) 298-007

* Цифровые отпечатки снимков предоставлены VOGUE

dance5.jpg


Читайте также

тема номера

Эксперимент «Клюква»

Эксперимент «Клюква»

Явление,которое могло бы стать одним из настоящих брендов Коми, — описал один из журналистов Сыктывкара экспериментальный пленэр «Клюква»

12 сентября 2014

время открытий

Рукотворное волшебство

Рукотворное волшебство

Всплеск интереса к кукле совсем не случаен: в каждом кропотливо выполненном творении мы видим эмоцию и душу.
5 марта 2014

Культура

Валерия Осташова представила сыктывкарцам «обратную математику»

Валерия Осташова представила сыктывкарцам «обратную математику»

В Центре культурных инициатив «Югор» открылась выставка Валерии Осташовой «Единичная система измерения»
11 июля 2013