Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №46 | Рубрика проверенный состав

11:13 | 5 ноября 2014

Человек северного неба

Теги: авиация | память | летчик | музей |

История авиации в Коми соткана из тысяч человеческих судеб. Судеб отважных летчиков, проложивших над бескрайней тайгой нити первых летных маршрутов. Профессионалов-авиаторов, развивавших дело и помогавших молодежи «встать на крыло». Людей, считавших родное авиапредприятие своим вторым домом. Неотделима от них и судьба Николая Банбана — заслуженного штурмана СССР, директора аэропорта «Сыктывкар».

banban11.jpg

Николай Банбан (1939 — 1995) штурман I класса, командир Сыктывкарского объединенного авиаотряда. Кавалер ордена «Знак Почета», «Заслуженный штурман СССР», Почетный работник транспорта РФ, «Отличник Аэрофлота», «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР». 

—Это был человек не столько слова, сколько дела. Вся его энергия была направлена на созидание. Созидание лучшей жизни для жителей Республики Коми, — эти слова произнес Глава РК Юрий Спиридонов на церемонии открытия мемориальной доски Николаю Банбану. Действительно, вся его трудовая биография связана с Республикой Коми. Здесь он прошел путь от дежурного штурмана аэродрома до руководителя Ухтинского, а затем и Сыктывкарского авиапредприятий. Впрочем, жизнь и судьба могли сложиться так, что человек, столь много сделавший для развития авиации республики, мог никогда и не приехать в Коми.
Николай Банбан родился в 1939 году в селе Нокино Омской области. После окончания в 1960-ом Шадринского военного авиационнного училища штурманов его ждала офицерская карьера. Но в это время лидер страны Никита Хрущев, решив, что будущее военной стратегии за ракетными войсками, резко сократил численность ВВС. И Николай Банбан остался без работы. Пришлось поступать в Омский сельскохозяйственный институт, где, проучившись два года, он все-таки не выдержал и написал письмо в Сыктывкар: «Прошу принять меня на должность дежурного штурмана аэропорта, так как я желаю связать свою дальнейшую жизнь с работой в авиации и постараюсь оправдать оказанное мне доверие». И хотя писалось это в большей степени «на удачу» (вакансий не было нигде), место (да еще с возможным переводом на летную работу) неожиданно нашлось… Тогда никто и предположить не мог, какой знаковой фигурой в авиации Коми станет этот еще никому не известный выпускник училища.

banban2.jpg


Трудовые будни на Коми земле начались 27 апреля 1962 года. Спустя полгода Банбан уже летал на Ил-14, и далее его карьера всегда шла только вверх. Но и будучи руководителем высокого ранга, он при любой возможности находил время летать. Твердо знал: авиатор — это тот же спортсмен, при отсутствии практики снижается скорость реакции, качество выполнения полетов. Поэтому и освоил 15 типов воздушных судов, безаварийно налетал более 10 тысяч часов. Николай Банбан лично подготовил 42 штурмана самолетов и вертолетов. Он обладал практическими навыками самолетовождения, уделял особое внимание тщательной методической работе. При его непосредственном участии был подготовлен ряд разработок по штурманскому обеспечению полетов и внедрению новых методов навигации, освоены полеты на веротолете Ми-10, выполнившем впоследствии свыше 150 уникальных строительно-монтажных работ внутри страны и за рубежом.
В 1970-х годах начался мощный подъем в авиации Коми. Экономика региона бурно развивалась, со всей страны сюда ехали люди, нужда в воздушных перевозках была колоссальной, постоянно рос парк машин. В полной мере раскрылся и управленческий талант Николая Банбана , ставшего крупным руководителем. Он оказался первоклассным хозяйственником. «Там, где руководит Николай Кузьмич, будет и заработок, и жилье. У него нет нерешенных вопросов,» — говорили люди. Огромное внимание уделялось реконструкции базовых аэропортов и аэропортов местных воздушных линий, что позволило расширить сеть авиасообщений на всей территории Республики Коми. При Банбане в Ухте строилось жилье для авиаторов, была возведена ведомственная гостиница, ясли-сад, общежитие, развивалось подсобное хозяйство. Ухтинские коллеги перед переводом руководителя в Сыктывкар подарили ему на память коня.
С 1985 года большая работа по социальному развитию предприятия была продолжена Николаем Банбаном и в Сыктывкаре. Построено жилье и общежития, спортивный комплекс, открыто подсобное хозяйство, профилакторий «Аэрофлот» — пригодились знания, полученные в Омском сельскохозяйственном институте. Детей работников авиапредприятия каждое лето принимал в Сочи лагерь «Орленок». Ежегодно перед торжественным открытием первой смены Банбан заезжал в одну из местных церквей и ставил свечи за спокойный летний сезон, здоровье персонала и детей. При этом сам заслуженный штурман СССР был коммунистом. Но к религии у него, видимо, было свое, особое отношение.
Сложные постперестроечные годы Николай Кузьмич посвятил решению самой трудной задачи — сохранению коллектива авиапредприятия. Сегодня можно с уверенность говорить о том, что это ему удалось. Успех обеспечили неуемная энергия, организаторские и хозяйственные способности, умение четко и оперативно реагировать на внештатные ситуации. Каждый день в пять утра, а иногда и раньше, Банбан уже был на работе, объезжал все службы аэропорта, проверял, как идут дела на местах. Мог вспылить и устроить «разбор полетов». Но всерьез на него никогда не обижались, знали — ругал всегда за дело. О безграничном уважении коллег говорит и то, что во время последнего прощания с Николаем Банбаном ему были оказаны особые почести — над местом упокоения в почетном эскорте дважды пролетели самолеты Ан-2 и Ту-134. Одной из улиц Сыктывкара в местечке Лесозавод, где стоят дома для работников авиапредприятия, присвоено имя Николя Банбана. На здании по улице Советской, 86, в его честь установлена мемориальная доска.

banban3.jpg

Валентин Шульгин,
руководитель музея авиации:


— Удивительное дело: Николай Банбан — человек страстно любивший летать, так много успел сделать на земле! В Ухте и Сыктывкаре, где он руководил авиаторами, для их земного блага Банбан строил, открывал, лечил, выращивал, кормил. За деловую хватку, коммуникабельность, умение сплотить людей, был почитаем и уважаем. Такие волевые и ответственные работники нужны, конечно, не только в авиации.

banban4.jpg

Андрей Ещенко,
пилот I класса, ветеран авиации в Коми:

— Все мы без всяких преувеличений считаем Николая Банбана человеком, преданным авиации, много сделавшим для ее развития в Республике Коми. Он во всех тонкостях разбирался не только в проблемах летного состава, но и многочисленных вспомогательных служб. Энергии хватало на все. С утра он мог слетать к начальству в Москву, после обеда провести два-три совещания у себя, вечером съездить с инспекцией на стройку. Ладил со всеми общественными организациями, а главное — умел договариваться с правительством. Юрий Спиридонов считал его своим другом. У обоих была созидательная жилка, и они крепко сошлись, их достоинства и недостатки во многом совпадали.
Когда Николай Кузьмич был командиром авиаотряда в Сыктывкаре, я командовал в Печоре, мы были соратниками. Коллективы — по три тысячи человек, работа занимала практически круглые сутки, только ночевали дома. Приходилось заниматься не только полетами, но и хозяйством, экономикой предприятия, строительством, общественной и партийной работой. Спиридонов именно с подачи Банбана направил меня организовывать летную структуру в Усинске (тогда структурное подразделение Печорского авиаотряда) в то время, когда там был бурный рост. Такая рекомендация дорогого стоила. Ведь для Юрия Алексеевича Усинск был его детищем, абы кого он туда не поставил бы. Мне Николай Кузьмич лишь сказал: «Если хочешь в этой жизни что-то сделать, профессионально и карьерно расти, то начинай с периферии». Собрал планерку, представил коллективу, объявил о назначении и вручил маленький цветной телевизор, который до сих пор стоит у меня на даче. К сожалению, в нашем авиационном деле личности масштаба Николая Банбана нет на протяжении уже многих лет.


Читайте также

знаменательная дата

Снова встаем на крыло!

Снова встаем на крыло!

Коллектив «Коми регионального центра подготовки авиационного персонала» поздравляет авиаторов республики с праздником!
5 ноября 2014

знаменательная дата

Человеческий фактор

Человеческий фактор

ОАО «Комиавиатранс» — вероятно, наиболее «коренное» из тех предприятий, что имеют отношение к Коми авиации.

5 ноября 2014

знаменательная дата

Верные линии

Верные линии

Коллектив ОАО «ЮТэйр-экспресс» поздравляет работников авиации с профессиональным прадником
5 ноября 2014