Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Знай наших!» №46 | Рубрика знаменательная дата
Статья представлена Комиавиатранс, ГУП РК

10:53 | 5 ноября 2014

Человеческий фактор

Теги: авиация | поздравление | день авиации |

ОАО «Комиавиатранс» — вероятно, наиболее «коренное» из тех предприятий, что имеют отношение к Коми авиации. И дело не только в названии. «Комиавиатранс» принадлежат все действующие аэропорты РК, их многочисленная инфраструктура, собственный воздушный парк — вертолеты и самолеты. Однако генеральный директор ОАО «Комиавиатранс» Александр Пономарев, говоря о роли и значении предприятия, склонен к сдержанности.

chel2.jpg

Александр Пономарев,
генеральный директор ОАО «Комиавиатранс»

—Не могу согласиться, что именно «Комиавиатранс» — является «наиболее вероятным» правопреемником всего, что мы связываем с Коми авиацией. Безусловно, наше предпри-ятие хранит значительную часть ее истории и опыта. И с точки зрения объема инфра-структуры — да, это крупнейшее авиационное предприятие региона. Но само по себе оно мало бы что значило, если бы не было и «ЮТэйр-Экспресс», и «Газпромавиа», и «Севуралнавигации». Все эти предприятия вместе и есть авиация Республики Коми, которой 2 ноября 2014 года исполнится 85 лет. Конечно, между тем, что было когда-то, и тем, что есть сегодня, дистанция сумасшедшего разрыва. И если какая-то отрасль и поменялась так кардинально за это время, то это — авиация.

— Авиация играла в экономическом развитии Севера огромную роль. Насколько это было оправданно тогда и как может быть востребовано сейчас?
— В День работников нефтяной и газовой промышленности, мы, конечно же, поздравили предприятия этой отрасли. И получили от них точно такие же поздравления! Как соучастники процесса, о котором вы сказали. Это, наверное, единственный профессиональный праздник, к которому внешне мы не имеем никакого отношения, но с которым авиаторов тоже обязательно поздравляют.
Да, это было то время, когда авиация была востребована больше, чем сегодня. Значит, инфраструктура региона развилась до такой степени, что даже к новым месторождениям можно подъехать по дороге.


— Авиация находится на острие технических перемен. С какой частотой, на ваш взгляд, должна происходить в авиакомпании смена авиапарка?
— Многие вещи определяет рынок. Были годы, когда никто не мог себе позволить поездки на отдых — ни машиной, ни поездом, тем более самолетом. Изменились времена — появились потребности, и люди стали все чаще использовать воздушный транспорт. До какого-то момента не стоял вопрос о полетах за границу. Но когда рынок продиктовал, что выгоднее отдыхать за границей и у жителей республики появилась возможность, используя воздушный транспорт, проводить свой отпуск, путешествуя по миру. Мы прислушиваемся к рынку и следим за ним. В настоящее время появилась потребность больше летать внутри региона. И вот уже полтора года мы реализуем эту программу, развивая местные воздушные линии. Хорошо ли, плохо ли — но у жителей Коми появилась возможность достаточно быстро и комфортно из любого районного центра добраться до столицы республики.

— Вы сказали, что в авиации нужно сводить все риски к минимуму. Как персонал готовят к нештатным ситуациям?
— Безопасность — главный показатель любого авиапредприятия, главнее экономики. Стопроцентная безопасность — вещь достаточно непростая и добиться ее сложно. Но, тем не менее, все наши основные показатели лежат в рамках сертификационных требований к авиационным предприятиям. Другое дело, что в этой области всегда имеют значение и дополнительные факторы. Первый — техническое состояние авиационной техники. В любом механизме, даже в самом современном Porsche, всегда присутствует риск каких-то технических несоответствий. Второй фактор, еще более серьезный, — человеческий. Он сложно прогнозируем — потому что невозможно знать, что в данный момент в голове у каждого из 2000 работников предприятия. Но именно от этого знания в конечном итоге и зависит общий результат деятельности. В профессиональной учебе у нас даже есть особый предмет — «Человеческий фактор». Он учитывается в контексте безопасности и жизнедеятельности всего предприятия. Хотя многие причины, влияющие на поступки людей, лежат вне производственной сферы. В каком состоянии человек приехал на работу? Какие у него отношения в семье? Какие телепрограммы он смотрит? Каким образом отдыхает? Все эти вещи, которые интегрируются в голове человека, очень важны, их надо учитывать, уметь на них влиять.

chel3.jpg

2 ноября 1929 года было принято решение об открытии воздушной линии Архангельск — Усть-Сысольск (Сыктывкар). Эту дату принято считать днем основания гражданской авиации в Коми крае. В этом году 2 ноября 2014 года исполняется 85 лет гражданской авиации Республики Коми. 

В советское время пилот перед полетом должен был отдыхать в профилактории, чтобы ввести свое состояние под необходимый контроль. Сегодня этого нет — оптимизация. У нее есть и положительные, и отрицательные стороны. Я не хочу сказать, что все, от чего отказались, было идеально. Но от профилакториев да, отказались. Я далек от мысли идеализировать старую систему в авиации. В свое время у нас — в одной из немногих гражданских организаций — был устав, близкий к воинскому. Но излишняя заорганизованность — это, наверное, тоже не очень хорошо. Какая-то доля самостоятельности, инициативы, личной ответственности должна, все-таки, быть. Человек должен осознанно подходить к своей деятельности, к дисциплине, руководствуясь не только системой ограничений, а и пониманием процессов.
Ветераны Коми авиации, безусловно, имеют полное право сравнивать, что было и что есть, больше сейчас летают или меньше, опасней или безопасней. Они пережили и плохие, и хорошие времена, — целую эпоху, став настоящими легендами, благодаря которым осваивалось небо Республики Коми, в самых сложных и небезопасных условиях. Я от всей души поздравляю их с юбилеем гражданской авиации Республики Коми!

chel4.jpg

Павел Яковлев,
заместитель генерального директора по инженерно-авиационному обеспечению — технический директор ОАО «Комиавиатранс»

— В Республику Коми я приехал в 1965 году после окончания Харьковского авиационного института, как мне казалось, ненадолго, но остался на всю жизнь. В те годы на предприятии еще эксплуатировались самолеты ЛИ-2 и ЯК-12, был мощный парк самолетов и вертолетов. География выполнения полетов по стране была огромной. Летнее расписание позволяло жителям республики отдыхать в южных городах страны — Сочи, Минеральные воды, Симферополь. Билет на самолет в те годы стоил всего 18 рублей.
Практически во всех городах республики работали крупные авиационно-технические базы, которые выполняли огромный объем работ по обслуживанию авиационной техники.
В 1990-е нам удалось удержать основной состав авиационных специалистов и сохранить авиационную технику. Постепенно ситуация стабилизировалась.
В настоящее время в структуру ОАО «Комиавиатранс» входят Печорская авиационно-техническая база и Ухтинская линейная станция технического обслуживания.
Времена меняются, но жизнь продолжается. Авиация в Коми возрождается и начинает новый виток своего развития. В настоящее время наше предприятие эксплуатирует самолеты Л-410, которые осуществляют перевозки по всей республике и за ее пределами. Главная задача инженерно — технического состава — поддержание «на крыле» всей авиационной техники. Для дальнейшего развития транспортной авиации приобретены самолеты EMBRAER-145, которые в ближайшее время будут введены в эксплуатацию.
Мои пожелания авиаторам просты: пусть будет мир в семьях, работа и внимание государства, без которого дальнейшее развитие авиации представить сложно.

chel5.jpg

Василий Лукашевский,
командир Ухтинской отдельной авиационной эскадрильи ОАО «Комиавиатранс»

— С чего начинается биография пилота? Обычно с какого-нибудь примечательного эпизода из самого раннего детства. Не буду нарушать традицию, и тоже начну с детских лет. Мой путь в авиацию начался в 1953-м с полета на «стремительном», как мне тогда казалось, По-2. Было лето, машина приземлилась на поле у поселка, и отец уговорил пилота прокатить нас. Брат в то время уже учился в летном училище.
С тех пор мечта стать летчиком не покидала меня. И она сбылась. С 1965 года и до этого дня я в полете наяву и даже во сне.
С радостью передаю свой опыт и любовь к авиации молодежи, помогаю найти себя и стать достойным, высококвалифицированным пилотом.
Авиация Республики Коми развивалась, и будет развиваться! Появились новые самолеты, планируются новые маршруты как внутри страны, так вне ее. Наша вертолетная техника, а это Ми-8Т, МТВ (АМТ), выполняет полеты не только в Коми, но и в других регионах РФ, и даже за рубежом. На сегодняшний день вся трудовая деятельность летного состава связана с обслуживанием трасс газопровода и нефтепровода, месторождений Вуктыла, Усинска, Тюменской области…
Дорогие друзья, коллеги-авиаторы!
Дорога в авиацию одна — через небо, через взлеты, эшелоны, посадки. Эта дорога — самая верная. Здоровья, благополучия, успехов в нашем благородном деле! Чистого неба!

chel6.jpg

Николай Рубанов,
директор филиала ОАО «Комиавиатранс Аэропорт Ухта»

— Я всегда мечтал стать летчиком, но в Ленинградском высшем авиационном училище Гражданской авиации попал на факультет строительства и эксплуатации аэропортов. Вернулся в родную Ухту, стал инженером аэродромной службы. За 44 года прошел все ступени карьерной лестницы, стал директором аэропорта.
В 1970-80 годы предприятие бурно развивалось, ежегодно увеличивая на 10% объемы налета часов и отправок пассажиров. Дважды мы удлиняли взлетно-посадочную полосу, расширели перрон и места стоянок самолетов. Строили производственные здания, жилые дома…
Отправки пассажиров в 1991 году из аэропорта «Ухта» достигли 500 тысяч в год. Но затем, с началом перестройки, эти объемы резко упали, численность личного состава сократилась в пять раз. 2008-ой изменил расстановку сил: теперь количество рейсов постоянно увеличивается. Сегодня правительство республики помогает нам приобретать современные воздушные суда на условиях лизинга. Личный состав аэропорта «Ухта» с оптимизмом смотрит в будущее. Хочется пожелать авиаторам, чтобы вернулся былой престиж работы, чтобы молодежь осознанно, с желанием шла учиться в летные учебные заведения, и стала нам достойной сменой.

chel7.jpg


Читайте также

проверенный состав

Человек северного неба

Человек северного неба

История авиации в Коми соткана из тысяч человеческих судеб. Неотделима от них и судьба Николая Банбана — заслуженного штурмана СССР.
5 ноября 2014

знаменательная дата

Снова встаем на крыло!

Снова встаем на крыло!

Коллектив «Коми регионального центра подготовки авиационного персонала» поздравляет авиаторов республики с праздником!
5 ноября 2014

знаменательная дата

Верные линии

Верные линии

Коллектив ОАО «ЮТэйр-экспресс» поздравляет работников авиации с профессиональным прадником
5 ноября 2014