Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Что делать» №19 | Рубрика Наши люди

10:37 | 30 октября 2014

Быть на шаг впереди!

Теги: учитель | лицей |

Быть мобильным, образованным, открытым для общения — кредо успешного современного учителя. В этом уверена Ирина Попова, заместитель директора по учебно-воспитательному процессу Лицея при Сыктывкарском государственном университете.
Основное направление ее работы, помимо преподавания, — инновационное развитие учебного учреждения, в том числе и информатизация образовательного процесса. Именно поэтому педагог с 30-летним стажем с легкостью разбирается в облачных технологиях и робототехнике.

licey.jpg

— Лет пять назад слово «инновации» было очень модным, а сейчас к нему привыкли. Теперь это неотъемлемая часть учебного процесса?
— Инновации — это все то, что позволяет нам идти в ногу со временем, не только не отставать от учеников, а быть на шаг впереди. Инновации дают возможность развиваться ученикам и учителям синхронно, делают процесс образования более эффективным.
В активе лицея сегодня два стационарных компьютерных и один передвижной мобильный класс, в котором 21 ноутбук для учеников и преподавателя. Это очень удобно, устройства легко транспортируются, их можно использовать на любом уроке. Каждый учитель лицея имеет для работы ноутбук, кроме того, в учительских есть стационарные компьютеры. В каждом кабинете мультимедийное оборудование, компьютер, доски с интерактивными приставками Mimio. Закуплено все необходимое для учебного процесса программное обеспечение.

— Имея такое оборудование, вероятно, можно какие-то предметы давать и в больших объемах, дополнять специальными курсами…
— Мы действительно ввели несколько элективных предметов, направленных на более глубокое изучение информационных технологий. Среди них «Введение в робототехнику», «Компьютерная графика», «Интерактивные векторные программы». Эти направления сейчас очень популярны. Мне приятно отметить, что именно у нас появились первые в республике лего-роботы. Наши учащиеся в июне этого года впервые представляли Коми на открытом Всероссийском чемпионате по робототехнике в Казани. Откуда, кстати, вернулись с бронзовой медалью в свободной категории. Дети заинтересовались чрезвычайно, даже наши выпускники (теперь уже студенты СыктГУ) с удовольствием участвуют в общелицейских соревнованиях по робототехнике. В рамках работы Республиканского ресурсного центра, каковым является лицей, передаем опыт, проводим семинары, показываем открывающиеся возможности. Выяснилось, что в качестве интерактива можно использовать робототехнику при изучении многих учебных предметов. В геометрии — при выводе формул длины окружности и площади круга, в физике роботы-сумо могут отлично иллюстрировать третий закон Ньютона. Робота-барабанщика можно использовать на уроках музыки. И даже на уроках физкультуры роботы полезны при изучении механики различных движений.

— Лицей при СыктГУ не только в области робототехники стал пионером. Ваше учебное учреждение одним из первых в РК использовало и систему электронных дневников. Насколько эффективным стало нововведение?
— К началу прошлого учебного года мы приобрели программу Net School. Обучили педагогов, провели работу с родителями. Результаты положительные. Прежде всего, улучшилась посещаемость. Каждый родитель имеет право теперь хоть десять раз в день просматривать дневник и проверять пришел ребенок на занятие, опоздал на урок или пропустил. Повысилась и успеваемость. Оценки известны сразу, и это дисциплинирует детей, побуждает более серьезно готовиться к урокам, стимулирует успешную пересдачу. У родителей всегда есть возможность самим посмотреть на домашние задания, а не полагаться на уверения детей, которые частенько говорят, что ничего не задано. А тут — все видно. Самому ребенку тоже удобно следить за пройденным материалом, особенно если уроки пропущены, например, по болезни. Программа всячески способствует тому, чтобы ребенок и родители были в курсе важных лицейских дел. На доске объявлений всегда публикуется информация о мероприятиях, объявления, пожелания, требования. Причем, если раньше бывала такая ситуация, что дети не всегда сообщали родителям о различных лицейских событиях, то сейчас это исключено. У нас 196 учащихся, количество родительских посещений составляет до двухсот в день. Это хороший показатель

— А для учителя плюсы есть?
— Конечно. Net School — программа, которая включает не только электронные дневники, но и электронные журналы. Огромный плюс в том, что программа может самостоятельно подготовить 42 отчета по разным показателям. Сводные ведомости по посещаемости, успеваемости, средний бал учеников и т. д. Больше учителю не нужно сидеть по вечерам и тратить время на утомительные подсчеты и составление отчетов. У нас исчезла проблема незаполненных журналов.

— Какие планы, как будете информатизироваться дальше?
— Еще в этом году мы планируем запустить информационно-библиотечный центр. Он будет создан на базе компьютерного класса с электронными версиями всех учебников, книг, исследовательских работ и проектов, которые разработали наши лицеисты и преподаватели. Любой учащийся сможет прийти в класс и получить доступ к этим данным. В планах — обеспечить sms-оповещение для родителей. В перспективе мы хотели бы ввести, по примеру Университета, единые электронные карты для учащихся, которые использовались бы не только в качестве пропуска в лицей, но и позволяли вести обслуживание, например, в столовой,
и родители всегда будут в курсе, как питался их ребенок. Возможно, это покажется со стороны избыточным контролем, но есть вопросы, в которых ребятам нужно помогать, а здоровье — это не та сфера, где может быть много контроля.

— Компьютеры, системы, программы…. Если многие функции в лицее компьютеризируются, отношения учитель — ученик сохранятся?
— Вот смотрите, урок длится 45 минут. Если какую-то часть урока используется интерактивная доска или работаем с детьми на ноутбуках, то это же не значит, что я выпадаю из процесса. Все равно идет взаимодействие: объясняешь, общаешься, руководишь образовательным процессом. Инструментов в помощь учителю может быть придумано и использовано великое множество, но человека, который организует процесс познания, его живого слова, эмоций никто и никогда полностью не заменит. Только учитель может фокусировать внимание всех учащихся класса на важных моментах изучаемого материала, обеспечить глубину погружения в учебный материал, организовать контроль усвоения знаний, при необходимости откорректировать работу с отдельными учащимися. А самое главное, оперативно и адекватно ответить на все возникающие в процессе изучения учебного материала вопросы ребят.

— Современный успешный учитель, он какой?
— Он должен много уметь и знать, разбираться во всех современных технологиях. Дети меняются, с каждым поколением они все более развитые. Сегодня открыт доступ к самой различной информации, причем, он максимально упрощен, и ребята самостоятельно очень многое узнают, читают, стараются понять. И поэтому педагог должен быть готов ответить на все вопросы, быть мобильным, в курсе последних новостей, достижений. У современного учителя обязательно должно быть стремление к самообразованию, желание повысить педагогическое мастерство, стать лучшим, получить признание в педагогическом сообществе. Для аттестации учителю положено раз в три года проходить курсы повышения квалификации, этого слишком мало. Поэтому мы отслеживаем информацию на специализированных форумах, учимся дистанционно. В целях повышения престижа и статуса учителя в обществе просто необходимо также участвовать в семинарах, педагогических конференциях, профессиональных конкурсах. Конкурсы дают возможность профессионального роста, влияют на развитие творческих способностей, способствуют установлению новых связей, внедрению новых педагогических технологий. Это требование времени, уровень, которому нужно соответствовать.

licey2.jpg


Читайте также

люди провинциального города

Учитель физкультуры и обж — Владимир Бавыкин

Учитель физкультуры и обж — Владимир Бавыкин

Учитель физической культуры и ОБЖ Коми республиканского лицея о том, какие качества развивает в детях спорт и почему учителя — самые счастливые люди.
27 февраля 2014