Республика Коми, Сыктывкар,
ул. Советская, 24, офис 301 г
тел/факс: 44-86-49

+ Присоединяйтесь к нам:

Журнал «Что делать» №17 | Рубрика Наши люди
Статья представлена Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, ОАО

16:15 | 18 июня 2014

Будет вам спектакль…

Теги: театр | художник |

1.jpg

«Давно ли вы работаете в театре?» «Только в театре не работают. Театру служат»,— улыбаясь, поправляет Эрих Вильсон, главный художник Академического театра драмы имени Виктора Савина. Он служит театру 33 года и рассказывает о творчестве так, словно рисует очередной эскиз. 

Счастливый человек

«Ты привезла ко мне художника», - сказала моя бабушка маме, когда впервые увидела меня — младенца в свертке. Не знаю, что именно она усмотрела, но все вышло именно так.

Мне очень повезло в жизни: вокруг всегда находились творческие люди, и где бы я ни учился, — лишь получал определенный толчок, а дальше шел сам. Я очень благодарен Валерию Левенталю — главному художнику Большого театра, у которого стажировался: он ничего не советовал и не учил чему-то конкретно, но именно это давало стимул для развития. Когда учишься осознанно, ничего не теряешь. Поэтому я счастливый человек.

Как главный художник театра я за многое в ответе, зачастую приходится готовить срочные эскизы костюмов, оформления сцены, и времени на самовыражение не всегда хватает. Но, работая над спектаклем, обогащаешься духовно, и это помогает жить.

Команды успеха

Счастлив, что живу и творю в любимом театре драмы, который стал очень радостным после реставрации. Он успешен, недавно ездил на гастроли в Санкт-Петербург, где спектакли прошли на ура, а теперь ведутся переговоры с Малым театром в Москве. 

В театре главное — команда, в которой любая потеря невосполнима. Нет команды — нет успеха, потому что свою лепту вносит каждый. И театральный художник не может быть обособленным, один в поле не воин: я хожу на репетиции, отсматриваю мизансцены, обращаю внимание на то, как двигается актер в костюме, удобно ли ему. Очень важно вовремя исправить ошибку.

Я благодарен судьбе, что получилось собрать вместе молодых талантливых людей, которые творят, выставляются в республике и за ее пределами, с которыми я разговариваю на профессиональном языке. Мне импонирует, когда в готовый эскиз художник осознанно вносит что-то свое. Любой творческий порыв — это во благо. Наши молодые актеры — одаренные выпускники Санкт-Петербургской театральной академии — очень обогатили театр. Они набираются опыта у старшего поколения, и это прекрасная школа.

Есть у меня своя команда и вне театра — те, кто помогают с материалами, тканями, световой аппаратурой. Эти связи я обрел в 1990-е, когда оформлял концерты. Люди очень деятельные, пробивные, ведь нужды и капризы театральной сцены — дело хлопотное.

2(1).jpg

Творец атмосферы

Вдохновение из себя не выдавишь. Натолкнуть на творческую идею может все, что угодно: я люблю гулять после работы и размышлять о ремесле, а иногда и осмысление чужой практики приводит к какому-то образному решению. Но вообще, чем больше знаний о жизни, тем лучше — нюансы и опыт, например, армейской службы мне очень пригодились для одного спектакля. 

Надо стремиться как можно больше читать, наблюдать, подмечать, — и это помогает… В Москве в метро я увидел совсем юную пару — сочетание детской еще красоты и начала взрослой жизни, трогательные отношения, прикосновения… Тогда это щемящая острота чувств дала мне многое для будущего спектакля «Ромео и Джульетта» и его образов. Что-то постигается очень тяжело, и долго не можешь понять, как сделать, воплотить на сцене. А иногда, наоборот, — совсем неожиданно — увидев обгоревшее дерево в лесу, я тут же представил и художественный образ...
Самыми удачными моими спектаклями последних лет считаю «Кровавую свадьбу» Гарсиа Лорки и, конечно, «Всего ничего» (Малые деньги) финского драматурга Сиркку Пелтолы. За его оформление я был удостоен награды в номинации «Лучшая работа театрального художника». Постановочный спектакль, очень знаковый и значимый.

Появление образного решения для каждого спектакля — это еще и сотворчество с режиссером. Опытный постановщик видит и мыслит по-другому. Вы взаимодействуете: ты предлагаешь, он подсказывает не мешая, и создается образ спектакля, символическая основа. Новые технологии и эффекты очень помогают в создании такого образа: театр движется вперед, творчество обогащается, все больше увлекая и привлекая зрителя. С другой стороны, сегодня непросто найти достойную современную пьесу, а значит, классика с ее особенными взаимоотношениями и духовностью будет всегда любима.

Что важно в спектакле? Он — воздух. Он — атмосфера. Есть атмосфера — будет вам спектакль.


Читайте также

Наши люди

Эффекты света

Эффекты света

Если на работу осветителей никто не обратил внимания — это самый лучший комплимент», — считает художник по свету Академического театра драмы
им. В.Савина Людмила Маскова.

10 декабря 2014

hand made

Руками творца

Руками творца

Найти душу образа, который хочешь сотворить из застывшего материала, сродни чуду. Этим занимается мастер гончарного искусства Валерий Торопов.
21 июня 2014

Культура

В столице Коми стартовала «Театральная весна»

В столице Коми стартовала «Театральная весна»

Первый республиканский фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Театральная весна» открылся 8 апреля в Сыктывкаре
9 апреля 2013